Интерактивное занятие с элементами тренинга «НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ»
ЦЕЛЬ: формирование у подростков представления о толерантности, определение роли и значения толерантности в жизни людей и обществе.
ЗАДАЧИ: дать возможность участникам проанализировать свою позицию и своё поведение в жизненной ситуации, требующей проявления толерантности; развивать у подростков навыки толерантного поведения.
ПОДГОТОВКА
Материалы. Фломастеры, бумажный скотч, ножницы, большие листы бумаги.
Инструкция. Стулья расставляются в круг. Ведущие предлагают участникам написать свое имя на полоске скотча, выбрав понравившийся цвет фломастера, и приклеить на себя.
РАЗМИНКА «ИМЯ + КАЧЕСТВО ХАРАКТЕРА»
Инструкция. Ведущий предлагает участникам, сидящим в кругу, по очереди назвать свое имя и одно из качеств своего характера, начинающееся на любую букву имени.
Например: «Меня зовут Света. Я выбираю букву «в» из своего имени, потому что я человек веселый».
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ ВСТРЕЧИ
Волонтёр «Обидеть человека очень легко. Достаточно понять, чем он отличается от других, и заставить всех поверить в то, что это плохо.
Сегодня мы поговорим о стигматизации, дискриминации и толерантности. Наша встреча называется «Белая ворона», или «Не такой, как все».
УПРАЖНЕНИЕ «КУПЕЙНЫЙ ВАГОН»
Описание упражнения. Волонтёр заранее на листе флип-чарта готовит список кандидатов на место в купейном вагоне поезда и вывешивает этот список на доску. Также заранее необходимо приготовить не менее 16 билетов в купейный вагон с указанием места и роли пассажира.
Затем волонтёр даёт инструкцию: «Представьте себе, что вам предстоит дальняя поездка. Билет на самолёт вы взять не успели, а в поезде придётся ехать четверо суток. Это непросто. Поэтому вам не всё равно с кем вы окажетесь в одном купе. Учитывая длительность маршрута, железнодорожные кассы предлагают пассажирам новую сервисную услугу - вы можете сами решить с кем вам ехать в одном купе. Но заявки от предполагаемых пассажиров уже приняты, список составлен. Вам нужно выбрать трёх попутчиков из этого списка...»
Список предполагаемых попутчиков (места, указанные в скобках, участникам изначально не сообщаются, только роли пассажиров):
Мать с грудным ребенком (1 место)
Пенсионерка 70 лет (2 место)
Двое десантников - «дембелей» (3-4 места)
Пара молодожёнов (3-6места)
Парень-гей (7 место)
Монахиня (вместо)
Студент-вьетнамец (9 место)
Женщина с баулами товаров, т.е. «челнок» (10 место)
Глухой дедушка 85 лет с сиделкой (в итоге не едут)
Молодая женщина с открытым ВИЧ-статусом (И место)
Мужчина-алкоголик (12 место)
Мама с сыном-подростком с синдромом Дауна (13-14 места)
Пара девушек нетрадиционной ориентации (в итоге не едут)
Осуждённый, после освобождения (15 место)
Женщина, больная псориазом (16место)
Учёный, кандидат философских наук (в итоге не едет)
Мать с близнецами четырёх лет (в итоге не едут)
Каждый участник индивидуально из списка выбирает 3 кандидатов на соседство в купе (5 минут). Затем тренер предлагает участникам объединиться в группы-четвёрки тем, у кого больше всего совпадений по выбору попутчиков (5 мин).
На этом этапе организуется первая часть обсуждения.
Вопросы для обсуждения:
-По какому принципу выбирали попутчиков?
-Кого из списка вычеркнули сразу? Почему?
-Считаете ли вы правильным свой выбор? Почему?
-Как бы повели себя, если бы в итоге оказались в одном купе с теми, кого сразу вычеркнули из списков?
-Насколько данная ситуация соответствует реальной жизни?
После обсуждения волонтёр сообщает группе, что сервисная служба попыталась, но не смогла до конца учесть пожелания пассажиров, и вручает каждому билет, на котором написано место и роль пассажира. Места распределяются по очереди, т.е. так, как участники уже сформировались в четвёрки: первая четвёрка - места от 1 до 4, вторая четвёрка - места от 5 до 8 и т.д. Теперь участники, узнав, какая роль отведена им, самостоятельно оценивают сложившуюся ситуацию.
Волонтёр на этом этапе проводит вторую часть обсуждения.
Вопросы для обсуждения:
-Какие эмоции и ощущения испытали, узнав о своей роли?
-Были ли готовы к тому, что ситуация поменяется и, возможно, не в вашу пользу?
-Если бы на данный момент вам было предложено выполнить задание заново, т.е. решить с кем вам ехать в одном купе, вы изменили бы своё решение или нет? Почему?
-Можете ли вы утверждать, что в такой ситуации в реальной жизни повели бы себя иначе? Почему?
-Как по-вашему это упражнение связано с темой этой встречи?
«Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста».
Эти слова принадлежат духовному лидеру последователей тибетского буддизма, лауреату Нобелевской премии мира - Далай-ламе XIV - великому гуманисту и миротворцу. Пускай его цитата станет эпиграфом нашей встречи.
Волонтёр. Мне хотелось бы продолжить нашу встречу притчей...
ПРИТЧА ОБ АКСАКАЛЕ
В одном селении умирал старый аксакал. Пришли к нему люди попрощаться и говорят: «Скажи нам, мудрый старец, как удалось тебе создать такой порядок в семье, при котором все невестки, дочери и зятья жили вместе в мире и согласии?» Уже не может говорить старик - подают ему бумагу и карандаш, и пишет он долго-долго. И когда выпал из рук умирающего листок, все очень удивились - на нем 100 раз было написано всего одно слово - ТЕРПИМОСТЬ.
После прочтения притчи волонтер проводит обсуждение по вопросам:
-Что по-вашему означает это слово - терпимость?
-Чем понятие «терпимость» отличается от понятия «терпение»?
-Каким другим близким по смыслу словом можно заменить понятие «терпимость»?
-В каких поступках человека проявляется терпимость?
-Приходилось ли вам проявлять нетерпимость к другим людям?
-Приходилось ли вам лично ощущать нетерпимость других людей к вам? В каких случаях? Какие эмоции вы при этом испытывали?
ИГРА «ПЕРЕЙТИ РЕКУ»
Инструкция. Внимание: игра может вызвать неприятные эмоции! Проводите ее осторожно и предупредите участников, что необязательно быть до конца откровенным, то есть если участникам не хочется раскрывать какие-то подробности из своей жизни, можно просто остаться стоять на месте.
Давайте представим, что вы стоите на одном берегу реки. Прямо перед вами вода. Ширина реки приблизительно полметра. Сейчас я и мой напарник будем зачитывать утверждения. Если утверждение касается кого-либо из вас, этот человек переходит на другой «берег реки», поворачивается лицом к группе, оставшейся по другую сторону «реки» и стоит до тех пор, пока мы не скажем слово «следующее утверждение». Затем вы возвращаетесь на «берег для всех» и слушаете новое утверждение.
Примечание. Постоять на другом берегу давайте приблизительно три секунды. Список утверждений (читайте с напарником по очереди). Перейдите реку те:
-Кто носит очки.
-Кто любит математику.
-Кто принадлежит к молодежной субкультуре.
-Кто бывал хоть раз у психиатра.
-Девушки.
-У кого среди родственников есть алкоголики или наркозависимые.
-Из небогатой семьи.
-Из богатой семьи.
-Не произносящие или плохо произносящие какие-либо звуки.
-Те, кто хоть раз были избиты.
-Пришедшие из другого класса.
-Кто из неполной семьи.
-Парни.
Рекомендации к рефлексии игры. Как вы себя чувствуете? Кто может поделиться ощущениями?
Были ли утверждения, услышав которые, вы могли перейти «реку», но не перешли? Как вы думаете, почему в некоторых случаях люди предпочитают не раскрывать информацию о себе?
На другой берег бывает выходить неприятно, потому что фраза может служить поводом к унижению и обиде. Это и есть стигматизация.
Стигматизация - это предвзятое, негативное отношение к отдельному человеку или группе людей, связанное с наличием у него/них каких-либо особых свойств и признаков. Стигматизация - это приклеивание ярлыков.
Дискриминация - это прямое ущемление прав одних граждан по сравнению с другими.
Это очень близкие понятия.
Скажите, что чувствуют люди, подвергшиеся стигматизации или дискриминации?
ПОДВИЖКА «ВИРТУАЛЬНЫЙ ПОДАРОК»
Инструкция. Все встают в круг. Каждый по очереди придумывает подарок для своего соседа справа и молча его дарит, изображая, как будто дарит настоящий подарок. После того, как все получили подарки, каждый рассказывает, что, по его мнению, ему подарили.
УПРАЖНЕНИЕ «4 УГЛА»
Материалы. Четыре листа бумаги с цифрами «1», «2», «3», «4».
Инструкция. Это упражнение начинается с озвучивания проблемной ситуации. Готовые варианты выхода из ситуации располагаются в трех углах комнаты, а четвертый угол должен быть свободный - для тех, у кого имеется иной вариант ответа.
волонтёр зачитывает ситуацию, а затем представляет все варианты ответов, переходя из угла в угол. Лидер остается нейтральным по отношению ко всем ответам, расположенным в углах. Затем необходимо повторить ответы еще раз и дать каждому участнику возможность немного подумать, после чего каждый будет «голосовать ногами», то есть пойдет в тот угол, который содержит ответ, отражающий его мнение. Участникам нужно дать понять, что время на размышления ограничено, однако им разрешается менять свое мнение и переходить из угла в угол после того, как они выслушали чьи-либо аргументы.
Когда все участники выбрали подходящий для них вариант ответа и разошлись по углам, можно продолжить работу двумя способами:
а) Перед тем как каждый участник представит свои аргументы всей группе, участники, выбравшие один и тот же ответ и расположившиеся в одном углу, могут посоветоваться между собой в малой группе.
б) Ведущий сразу просит представителей из разных углов объяснить свой выбор.
Если участник стоит в углу один, ведущий должен присоединиться к нему и продолжить вести работу оттуда. Следует похвалить участника за смелость выбора, ведь он находится в трудной ситуации. Когда представители каждого из углов говорят о своем выборе, важно, чтобы остальные участники слушали их. Предполагается, что каждый из выступающих выдвигает аргументы в пользу своего решения, а не будет нападать на других за то, что их мнения отличаются.
Мнения участников, выбравших четвертый, свободный угол, часто могут быть разными. Предоставьте возможность высказаться всем желающим.
Ситуация 1. Аня и Лена дружат в свободное от уроков время, а в школе они никогда не видятся и не разговаривают. Это происходит потому, что Лена состоит в группировке девочек, которые в школе издеваются и оскорбляют Аню.
Что, по вашему мнению, должна сделать Аня?
Попытаться встретиться и поговорить с Леной в школе.
Перестать общаться с ней после школы.
Продолжить общаться с ней только после школы.
Открытый угол (иное предложение).
Ситуация 2. Личные вещи Федора постоянно портят или ломают мальчики, которые считаются самыми крутыми в его классе. После перемены лямки рюкзака Федора оказались обрезанными, и ему нетрудно было догадаться, кто это сделал. Учитель спрашивает Федора, что случилось с его рюкзаком.
Что, по вашему мнению, Федору следует ответить?
Сказать, что лямки оторвались сами.
Сказать, что кто-то отрезал их.
Сказать, кто это сделал.
Открытый угол (иное мнение).
Рекомендации к рефлексии упражнения. Как вы считаете, примером чего являлась первая ситуация (стигматизация), а вторая ситуация (дискриминация)? В чем именно проявилось нарушение прав Анны? А Федора?
Как вы думаете, можно ли позволять, чтобы кто-то нарушал твои права?
ОБСУЖДЕНИЕ В МАЛЫХ ЕРУППАХ
Материалы. Листы бумаги формата не менее А2, фломастеры.
Инструкция. Разбейте группу на 3 группы. Прием …
Волонтёр сначала разъясняет группе понятие толерантности. Толерантность - это терпимость.
Задания для малых групп.
Обсудите в группах и ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы. Ответы запишите на листах. Затем представитель из каждой группы будет представлять сделанную работу.
Вопросы для обсуждения в малых группах.
Вопрос 1 группе: Как вы представляете себе толерантность по отношению к людям с ограниченными возможностями?
Вопрос 2 группе: Как вы представляете себе толерантность по отношению к ВИЧ- позитивным?
Вопрос 3 группе: Как вы представляете себе толерантность по отношению к людям из других молодежных субкультур (то есть субкультур, к которым вы не принадлежите)?
Рекомендации к рефлексии упражнения. Выслушайте ответы на каждый вопрос. Эти высказывания помогут вам оценить, как обстоит дело с толерантностью в вашей группе. Но вывод один: толерантность ко всем означает отсутствие унижения.
ИГРА «СПИРАЛЬ»
Инструкция. Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый человек с одного конца шеренги (покажите, с какого именно) начинает закручиваться вокруг своей оси и тянуть за собой остальных, пока не получится тугая «спираль». Теперь попробуйте в таком положении пройти все вместе несколько шагов.
Примечание. Обратите внимание, договорилась ли группа сначала, в Какую сторону шагать. Если да - то это хороший признак. Если нет, но все шагнули одновременно в одну и ту же сторону - то это еще лучше.
Рекомендации к рефлексии упражнения. Повеселитесь вместе с группой и в завершение скажите:
В жизни тоже так, никто не живет отдельно от других - мы все как бы частички одной сложной цепи и даже спирали! И если одно звено пропадает или не может двигаться, то остальным от этого только хуже.
РЕФЛЕКСИЯ ВСТРЕЧИ
Волонтёр: Вот, пожалуй, и все на сегодня. Принимайте других людей такими, какие они есть. Всегда думайте и решайте за себя, а не за других
Занятие провели волонтёры-инструкторы «равного обучения», члены команды «Парус надежды», учащиеся 11 класса ГУО «Белоушская средняя школа» Пачко Юлия и Пилипчук Вероника