Деятельность педагога социального,педагога психолога

МВД предупреждает

Памятка родителям "Ответственность за употребление и распространение наркотических веществ"

Экстренная психологическая помощь

03.03.2022
Перечень учреждений, оказывающих психолого-психотерапевтическую помощь оказавшимся в трудной жизненной ситуации 
развернуть

 

ТЕЛЕФОНЫ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

 

Наименование учреждения

Контакты

Республиканская телефонная "горячая линия" по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию - телефон доверия для детей и подростков

"Горячая линия"

Тел. 8-801-100-16-11

«Телефон доверия» в г. Минске

Тел. 8-017-263-03-03

«Телефон доверия» в г. Бресте

Тел. 8-0162-40-62-26

Минский областной клинический центр

 «Психиатрия-наркология»

г. Минск, ул. Петруся Бровки, 7

тел. 8-017-331-90-74, 8-029-101-73-73

Телефон доверия (круглосуточно)

+37517311-00-99, +37529774-66-59,

+37517288-05-41, +37529899-04-01

ГУ «Брестский областной психоневрологический диспансер»

Адрес:  г. Брест, ул. Советская, 13  +375 16221‑54-29,

ГУ «Брестский областной центр гигиены эпидемиологии и общественного здоровья»

 г. Брест, пл. Свободы, 11 «Б»

тел. +37516221-54-29, +37516221-67-69

ГУО «Брестский областной социально-педагогический центр»

г. Брест ул. Я.Купалы, 20/1

тел. 80162 -35-42-94 (приемная)

тел. (отдел защиты прав и законных интересов несов.) 80162-35-50-92

ГУО «Социально-педагогический центр Столинского района»

 р.п. Речица, ул. Садовая, 15, 8-016-55-63-0-71.

8-016-55-23-3-47

ГУ «Столинский ТЦСОН»

Брестская область, г. Столин, ул. Горького, 4

Тел. 6-03-51

«телефон доверия»  -  тел. 8-029-820-14-45 (круглосуточно),

телефон горячей линии 60-5-56.  

УЗ «Столинская ЦРБ»,

врач-психиатр

г. Столин, ул. Дзержинского, 102,

тел. 2-20-30

Давид-Городокская больница,

ф-л УЗ "Столинская ЦРБ",

нарколог-психиатр, каб. 33

г. Давид-Городок, ул. Советская, 40

тел. 67-8-48

 

Экстренная психологическая помощь по Республике Беларусь:

Название города

Код

Номер телефона

Время работы

Брестская область

г. Брест

80162

255727

круглосуточно

Витебская область

г. Витебск

80212

616060

круглосуточно

Гомельская область

г. Гомель

80232

315161

круглосуточно

Гродненская область

г. Гродно

80152

170

круглосуточно

г. Минск

для взрослых

8017

3524444

круглосуточно

для детей

8017

2630303

круглосуточно

8-801-100-16-11

круглосуточно

Минская область

 

8017

2702401

круглосуточно

 

8029

8990401

круглосуточно

Могилевская область

г. Могилев

80222

711161

круглосуточно

свернуть

Как уберечь ребенка от наркологических проблем?

Как уберечь ребенка

от наркологических проблем?

Семья  является главным институтом воспитания и социализации личности. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни один родитель не желает, чтобы его ребенок стал зависимым от алкоголя, табака или наркотиков. Но как уберечь ребенка от наркологических проблем? Универсальных  рецептов  не существует. Но некоторые общие советы дать можно.

  1. Будь примером

 Обратите внимание на то, как Вы сами относитесь к курению, алкоголю, самолечению. Ситуации, в которых родители допускают употребление алкоголя, служат детям примером для подражания. Недаром, русская народная пословица гласит, что «ребенок учится тому, что видит у себя в дому.  Ребенок доверяет родителям больше, чем себе. Если папа и мама так делают –  это норма для подражания.  Если родители свой авторитет не сохраняют, виноваты не дети, значит, родители его утратили своим ошибочным поведением. В 1989 году детский психиатр Виталий Быков провел исследование в детских садах: 80% детей 3-6 лет имели положительную установку на алкоголь, из 80% детей 20% уже попробовали и вполне конкретно описывали, что представляет и свойства алкогольных изделий. Если Вы справились с негативным потреблением таких веществ, то Ваш пример послужит образцом поведения для Ваших детей.

  1. Как рассказать ребенку о психоактивных веществах (ПАВ)

 Не держите ребенка в информационном вакууме – он заполнит его из других источников (улица, сверстники, Интернет и т.д.), и не факт, что они будут достоверными и адекватными. Постарайтесь дать ребенку правильное представление о медицинских, социальных и правовых последствиях употребления ПАВ. Поводом для начала разговора могут послужить ситуации из жизни знакомых людей, фильм, в котором затрагивалась тема наркомании, алкоголизма или статья в газете. Лучше организовать обмен мнениями, в ходе которого родители тактично могут  повлиять на взгляды подростка.  Акцент обсуждения лучше сделать на том, как употребление ПАВ может отразиться на значимых для подростка ценностях.

Не следует:

  • Подробно описывать эйфорический эффект ПАВ, как их приготовить, где можно достать, как применять;
  • Угрожать наказаниями в случае возможной пробы ПАВ, т.к. угроза может стать провокацией;
  • Преувеличивая опасность употребления ПАВ, так как это может вызвать у подростка недоверие к сведениям, получаемым от взрослых.

 

Живите не рядом, а вместе с ребенком

 Важно сформировать у ребенка жизненно важные навыки (противостоять стрессу, умение говорить «нет», противостоять психологическому давлению и т.п.), дающие ему возможность решать возникающие проблемы, не прибегая  к ПАВ.

Поощряйте подростка в его интересе к любой деятельности – общественной, спортивной, творческой. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе – всё это поможет стать альтернативой потребления наркотиков. Не препятствуйте, когда дети начинают пробовать множество кружков и секций, не задерживаясь надолго ни в одном из них;  так  они примеряют на себя различные виды деятельности, набираются опыта и самореализуются.

 

Постарайтесь найти время для общения с ребенком и совместных занятий. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит.

 

Показывайте ребенку, что Вы его любите

  “…Семнадцать раз обнять, поцеловать раз десять… Лишь так счастливей стать Сумеют наши дети”

Часто мамы и папы активно проявляют любовь и ласку к детям пока они еще маленькие, а когда малыши становятся взрослее, родители думают, что детки уже не нуждаются в объятиях и нежности. Это не так. Психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день. Она настаивала на том, что каждому малышу для выживания необходимо минимум 4 объятия в день, а для того, что бы ребенок хорошо себя чувствовал, его нужно обнимать не менее 8 раз в день. Такие знаки проявления любви питают эмоционально растущий организм и помогает ему развиваться психически.

Всегда показывайте ребенку, что вы его любите – словами, объятиями, улыбкой, поощрением. Воспитывайте в нем самоуважение и осознание собственной ценности, значимости для родных и близких. Старайтесь как можно больше интересоваться делами и жизнью ребенка,  выстраивайте доверительные отношения.

  1. Принимайте своего ребенка

 Он должен быть уверен в родительской любви независимо от его сегодняшних успехов и достижений.

  1. Адекватный родительский надзор

Это сдерживающий  фактор употребления ПАВ. Если подросток будет знать, что его проверят, то он лишний раз подумает, прежде чем пробовать алкоголь, табак, наркотики. Каждому родителю необходимо знать круг общения своего ребенка,  поэтому постарайтесь познакомиться с его друзьями. Помните, что запрет на общение можно использовать лишь в самых крайних ситуациях, когда у вас не остается сомнения в том, что влияние этого человека опасно для вашего ребенка.

Однако, даже в благополучных семьях возможна проба  подростком алкоголя или других ПАВ. Такая серьезная проблема требует помощи специалистов. Чем раньше семья  обратитесь за помощью к специалистам, тем больше шансов помочь подростку избежать медико-социальных последствий употребления ПАВ.

Для детей и их родителей по вопросам употребления психоактивных веществ, консультации проводят квалифицированные психологи, анонимно и бесплатно.

свернуть

Признаки наркотического опьянения

"ПРИЗНАКИ НАРКОТИЧЕСКОГО ОПЬЯНЕНИЯ"

 

 Пять основных признаков наркотического опьянения: 

  1. Бледность кожи, землистый цвет лица.
  2. Зрачки расширены или сужены в точку, не реагируют на свет.
  3. Красные «мутные» глаза.
  4. Нарушена координация движений.
  5. Зуд по телу заставляет употребившего наркоту постоянно чесать руки, лицо, тело. 

Изменения поведения человека под наркотическим опьянением:

- смена настроения без видимых причин;

- изменение темпа речи (либо быстро, либо очень медленно, протягивая каждое слово);

изменение двигательной пластики (либо заторможен, либо слишком резок);

- зацикленность на чем-то: человек в наркотическом опьянении может часами рассказывать историю

или выполнять однотипное действие;

- яркость впечатлений: его может невероятно впечатлить вкус конфеты или расстроить цвет травы. 

 

Симптомы опьянения от разных видов наркотиков:

Важно понимать, что разные наркотические средства действуют по-разному на людей.

 

Каннабиоиды (марихуана, травка, каннабис, каннабиол, конопля):

- красные глаза с расширенными зрачками, отекшие веки;

- беспричинная смена настроения: человек может то смеяться, то плакать каждые 10 минут, ему то хочется поговорить с кем-то, то побыть одному;

- сухость во рту и облизывание губ: слюна становится вязкой, человек постоянно сплевывает;

- повышенный аппетит, желание пробовать разную еду;

- желание поболтать на разные темы. При этом человек постоянно упускает нить разговора, перескакивает с темы на тему или долго сосредотачивается на одной детали;

- внимание рассеяно: человек может не сразу вспомнить, что происходило несколько минут назад;

- может появиться страх и паника (ускоренный ритм биения сердца).

 

Психостимуляторы вызывают мощную эйфорию путем воздействия на рецепторы ЦНС («клубные» наркотики; амфетамин; эфедрин; экстази; кокаин; метилфенидат; метамфетамин; катион):

- отсутствует аппетит и чувство усталости, в этом состоянии человек чувствует себя супер работоспособным;

- последствия бессонницы отражаются на коже, особенно на лице, у человека появляются синяки и мешки под глазами, взгляд потухший;

- часто может наблюдаться тремор конечностей и галлюцинации;

- округленные глаза, расширенные зрачки;

- повышенная активность, бодрость и отменное настроение, человек не может усидеть на месте;

- человек не хочет спать и чувствует прилив сил, повышается концентрация;

- речь эмоциональна, человек активно жестикулирует;

 

Опиаты формируют эйфорию с одновременной заторможенностью (героин, трамадол; метадон; фентанил; трамал; дезоморфин («крокодил»); опиум; кодеин; морфин:

- зрачки сужены и не реагируют на свет, глаза красные, а на нижних веках синяки;

- заторможенность, сонливость, человек может начать засыпать посреди разговора;

- речь медленная, каждое растягивается, может повторяться по несколько раз;

- человек добродушен и спокоен;

Галлюциногены провоцируют появление сильной эйфории и вызывают галлюцинации (слуховые, зрительные, тактильные). К ним относят: миметилтриптамин; ЛСД; мескалин; фенциклидин; кетамин; псилоцибин («грибы»):

-общение с кем-то неизвестным, рассматривание несуществующих картинок, проявление чрезмерного интереса к обычным предметам;

- приступы агрессии;

- потеря ориентации;

- чрезмерная потливость;- возбуждение и взволнованность (панические атаки);

 

Синтетический наркотик «Соль» («соль для ванн»):

- взгляд, наполненный гневом и животной дикостью;

- сильная жажда из-за обезвоживания организма;

- состояние тревоги (ощущение слежки);

- речь с дефектами, гримасничанье и судорожные движения нижней челюстью;

- отказ от еды и отсутствие аппетита.

Возможны и другие проявления:- слуховые галлюцинации;- непроизвольная жестикуляция, странные движения ног и головы;

- желание двигаться, постоянно что-то делать, при этом действия носят непродуктивный характер;- рвение к кропотливой работе, например, разборке сложных механизмов на части;- бредовые идеи: например, стать властелином мира;- человек ведет себя очень высокомерно и спесиво, полностью отсутствует самокритика.

 

Синтетический наркотик «Спайс» («курительные смеси»):

клиническая картина напоминает алкогольное опьянение. Курильщики вдруг начинают смеяться, активно жестикулировать, становятся разговорчивыми, общительными. В состоянии опьянения больной теряет способность критически мыслить, оценивать свои поступки, у него наблюдаются:

  • нарушение ориентации в пространстве и времени;
  • замедление скорости реакции;
  • рассеянность, отсутствие мотивации к любым занятиям, кроме наркотика;
  • спутанность сознания (делирий).

 

 

свернуть

Как поступать родителям ребёнка, употребляющего наркотики

Как поступать родителям ребёнка, употребляющего наркотики

  • В случае появления в поведении Вашего ребенка перечисленных признаков, прежде всего, не стоит впадать в панику, не показывать ребенку чрезмерного волнения. Но нельзя откладывать решительный разговор надолго, ибо, затягивая его, Вы тем самым способствуете вольно или невольно дальнейшему погружению ребенка в трясину.
  • Прежде чем начать серьезный разговор с Вашим ребенком, основательно подготовьтесь. Начните разговор только тогда, когда ребенок не находится под влиянием наркотиков, а Вы – спокойны, контролируете себя и можете сдержать свои эмоции.
  • Постарайтесь, прежде всего, понять причину и степень вовлеченности ребенка в употребление наркотических средств. Узнайте, как Ваш ребенок сам относится к этой проблеме, понимает ли он, куда втягивается. Не начинайте с чтения морали, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте ребенка. Приготовьтесь выслушать типичные заявления. Ваш ребенок попытается играть на ваших чувствах.
  • Не ополчайтесь на него как на личность. Выразите Вашу безусловную любовь к нему, веру в его силы.
  • Постарайтесь убедить его, что это страшная болезнь, приводящая к деградации личности и к непременной гибели, если он не откажется от наркотиков.
  • Если Вы убедились, что Ваши усилия не дали желаемых результатов, и ребенок продолжает употреблять наркотики, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам. Не считайте, что Вы можете испортить жизнь своего ребенка, обратившись к врачу.
  • Помните – чем раньше Вы обратитесь за помощью, тем больше шансов, что помощь будет эффективна.
  • Лечение наркомании – одна из сложнейших задач, и всё зависит от самого больного, от его твёрдого желания и намерения полного отказа от употребления в дальнейшем любых психоактивных и наркотических веществ. Только в этом случае может быть выработана стойкая пожизненная ремиссия.

 

свернуть

Как помочь ребенку пережить период адаптации к школе

Как помочь ребенку пережить период адаптации к школе

 

                                            Первый раз в первый класс.

Как помочь ребенку пережить период адаптации к школе. Советы родителям.

       Наступила осень. У школьников осень – это начало учебного процесса. Впереди много новой информации, самостоятельные и контрольные работы, а также много домашних заданий. Ученики постарше, научились плавно включаться в школьный рабочий ритм. Чего не скажешь про первоклассников. Им интересно и страшно одновременно. Конечно, это касается не всех детей, которые перешагнули порог школы. От чего зависит психологическая готовность первоклассника и как помочь младшему школьнику адаптироваться к урокам и новой жизни в целом, поговорим в этой статье.

       Еще вчера ребенок ходил в садик, где главным занятием была игра, где он чувствовал себя беззаботным и веселым. И вот теперь он стал первоклассником. Много раз родители говорят ему «Ты стал взрослым!», «Ты теперь ходишь в школу!», «Это тебе не детский сад. В школе все серьезно!», «Будь внимательным и умным!» и много других похожих по смыслу фраз. А ребенок слушает и не все понимает. Да, ему хочется повзрослеть, но он пока не понимает как это и от чего конкретно зависит его взрослость. Ему понятно, что надо слушать учительницу и быть умным, но не понимает, как это можно сделать. На него, еще маленького, но уже взрослого, свалилось сразу много информации и правил. Теперь, он чаще слышит следующие высказывания: «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно», «старайся», «обязан», «должен».  Возрастают требования учителя и родителей, появляется много новых обязанностей и ограничений.

       Меняется очень многое в его жизни. Ребенок должен: ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться школьным нормам и правилам, трудиться, выполняя задания учителя и домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе, прилежно вести себя не только на уроках, но и на перемене. Эти правила не всегда совпадают с непосредственными желаниями и интересами ребенка. К этому нужно адаптироваться. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Некоторым детям это дается чуть сложнее. Зависит это от индивидуальных особенностей самого ребенка и сформированности учебной мотивацией.

       Новая ступенька в жизни первоклассника, это включение в новую социальную среду, новый коллектив сверстников, перестройка деятельности по содержанию, форме организации. Освоение учебной деятельности требует качественного уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).

       Начало школьного обучения для каждого ребенка является сильным стрессом. Радость восторг и удивление сменяются тревогой, растерянностью и напряжением. То же самое происходит и с их родителями.

Вероятность того, что первоклашка будет испытывать затруднения при адаптации в школе возрастает, когда:

·         В семье не соблюдается режим дня.

·         Мало уделяется внимания общению с ребенком и всей семьей вместе.

·         Нет уважения к старшим.

·         Ребенок не приучен к самостоятельности, не выполняет свои домашние обязанности и поручения. Не помогает родителям по хозяйству.

·         У ребенка отсутствует чувство ответственности за свои поступки.

·         Проблемы с поведением, непослушание на просьбы родителей.

·         Трудности общения со сверстниками. Неумение вести диалог.

·         Ребенок не любит читать, так как в семье мало или совсем не уделяется этому внимание.

·         Недостаточно подготовлен к школе.

·         Слышит негативную критику взрослых об учителях и школьной программе.

             Первый год обучения иногда определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника. Родители должны знать признаки, которые указывают на трудности адаптации ребенка к школе.

На что следует обратить внимание родителям?

·         Смену настроения и поведение ребенка. Проявляет необъяснимую агрессию или ведет себя пассивно.

·         Старается не контактировать со сверстниками, либо наоборот — конфликтует с ними.

·         Быстро устает, низкая работоспособность, не может сконцентрироваться на поставленной задаче.

·         Открыто заявляет о своем нежелании идти в школу.

·         Часто стал говорить: «В школе не интересно», «Я думал там все по другому», «Мне трудно», «Я не хочу это делать».

·         Ослабевает интерес к происходящему.

·         Не готовность делать домашние задания.

·         Теряет уверенность в себе, в своих силах.

·         Нарушается сон и аппетит.

·         Часто жалуется на головную боль и боль в животе.

       Родители первоклассников должны быть готовы к тому, что их ребенок может столкнуться с такими проблемами даже сейчас, спустя месяц после начала учебы. Как и чем родители могут помочь ребенку?

Советы родителям первоклассника.

         В первую очередь родителям важно понять есть ли трудности у ребенка, определить их причины. К каждой из них подобрать своё решение.

        Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно - это правильный режим дня. Вместе составьте расписание дня и контролируйте его соблюдение. Таким образом, ребенок учиться планировать свое время, ставить цели и задачи, а также грамотно распоряжаться своим свободным временем.

       Интересуйтесь школьной жизнью ребёнка, принимайте участие в его переживаниях, впечатлениях, находите время на разговоры о трудностях, радостях, требованиях в школе. Выслушайте своего ребенка. Помните: то, что кажется вам не очень важным, для него это может оказаться самым волнующим событием за весь день! Объясните, что в любой ситуации окажете поддержку, придёте на помощь.

       Формируйте у ребенка положительный настрой на учебу в школе. Не пугайте его критикой и оценкой учителя. Не говорите о школе и об учителях плохо в присутствии ребенка. Ваше спокойное отношение к школьным заботам поможет ребенку решать трудности без паники.

       Научите ребенка обращать внимание на процесс обучения, а не учиться только ради оценки. Процесс обучения приводит к разносторонним знаниям и навыкам, а уже потом к результату – оценке. Важно научить чувствовать связь между процессом и результатом.

       Верьте в своего ребенка. Верьте и доверяйте своему ребенку. Не сомневайтесь в его способностях. Если у вас будет правильный настрой на успех вашего первоклассника, то и у ребёнка будет всё благополучно.

       Поделитесь с ребенком воспоминаниями о своих учебных годах. Он будет понимать, что его родители тоже были в такой ситуации, как и он. Рассказывайте о своих успехах и неудачах, о своих чувствах по этому поводу. Учите ребенка испытывать чувства и уметь их называть. В  дальнейшем вам будет легче понять причину неудач своего чада.

       Любите своего ребенка таким, какой он есть! Ребенок должен понимать и чувствовать, что родительскую любовь нельзя «купить» хорошими оценками или поведением. Говорите слова любви и чаще обнимайте, чтобы не возникло ощущение, что родительская любовь уже не для школьников.

       Уважайте своего ребенка. Уважайте его мнение, желания и чувства. Не завышайте свои требования по отношения к нему. Не критикуйте за оценки и плохое поведение. Не сравнивайте с другими детьми в грубой форме. Отметка в дневнике – это оценка его знаний по данному предмету на этот момент. Эти оценки не имеют отношения к личности ребенка. Обязательно хвалите ребенка. Поощряйте его старания и усилия.

       Эти простые советы помогут вам не потерять доверие, хорошего отношения, понимания и любви со своими детьми. Будут способствовать повышению самооценки, уверенности в себе, что однозначно доставит вам радость и гордость за своего ребенка.

Любите своих детей несмотря ни на что!

свернуть

Как помочь ребёнку найти друзей в школе

9 советов психолога, как помочь ребёнку найти друзей в школе

И почему важно не обесценивать его чувства и повышать уверенность в себе

 Даже результаты учёбы напрямую зависят от того, насколько ребёнку комфортно в коллективе. Для многих детей главная задача осени — превратиться из новенького в школе в уверенного в себе одноклассника. Психолог и мама детей, которые не раз меняли школу, Ирина Беляева рассказывает, как родители могут помочь ребёнку найти друзей.

Как не обесценивать чувства ребёнка

В этом году моим сыну и дочери снова предстоит стать новенькими в школе. Мы живём в разных странах, они часто меняют школы. У дочки, которой 10 лет, это будет четвёртая школа, у сына, которому 12, — шестая. Поэтому я знаю, что быть новеньким очень непросто.

Когда дочь пошла в первую американскую школу, она плакала каждый вечер, говоря, как одиноко и плохо ей там. Даже обещала «устроить забастовку» и больше не ходить (не знаю, что бы я сделала, если бы она её всё же устроила). Мне было очень тяжело видеть её слезы, и хотелось успокаивать: «Да это всё ерунда, ты всем нравишься, все хотят с тобой общаться, это совсем не страшно и не грустно и скоро пройдёт». Но так не работает.

Мне приходилось слушать, как тяжело моей маленькой девочке, разделять её боль и подставлять объятия для слёз. Всё это, а ещё книги о новеньких и рассказы о собственном опыте, помогло. В итоге дочь нашла и близкую подругу, и своё место в коллективе, и любимого учителя, и стала одной из самых популярных девочек в начальной школе.

В момент ощущения тотального одиночества очень важно не обесценить чувства ребёнка и не отрицать их 

Тогда всё обязательно получится. Для нас важен коллектив, в котором мы проводим большую часть времени, и отношения внутри него. Когда мы говорим, что школа в первую очередь — институт социализации, мы признаём, как важно для детей, насколько удачно или неудачно сложатся их отношения в классе.

 

Почему каждому страшно быть новеньким

 

Роль «новенького в классе» — это вызов. Он действует на эмоции ребёнка, его разум, иногда даже меняет судьбу. Конечно, это интересно, захватывающе, многообещающе, но ещё тревожно, пугающе и даже опасно. Эта роль предполагает внутренний рост и развитие, хотя придётся приложить определённые усилия.

Быть новеньким страшно. Ребёнок переживает из-за тысячи вещей: вдруг он никому не понравится? А вдруг одноклассники не понравятся ему? А если просто не заметят? А если они будут смеяться? Как сделать первый шаг? Как рассказать о себе? Как узнать о других?

Ещё страшнее маме и папе: самый дорогой, уязвимый и прекрасный ребёнок (даже если у вас их пять) идёт к неизвестным людям, где каждый может его задеть, где некому будет его поддержать, где вас не будет рядом. Конечно, хороший педагог всегда работает над климатом в коллективе, но и мы как родители можем помочь ребёнку. Ведь научиться строить отношения с людьми можно так же, как и математике, езде на велосипеде или скрипке. Такой навык точно пригодится в жизни, ведь все мы иногда бываем новенькими.

 

Как родители могут помочь

 

Первое, что родители должны сделать, — это успокоиться. Дети хорошо считывают тревогу взрослых, поэтому важно, чтобы ребёнок видел: родители верят в него и знают, что всё получится. Мама и папа рядом, но у него достаточно сил, чтобы решить эту задачу самостоятельно. Помните метафору материнской любви из «Гарри Поттера»? Если вы смогли передать ребёнку ощущение надёжной защиты — всё, вы справились, можно отдыхать.

Предложите ребёнку в сложные моменты представлять вас за его спиной или щит вашей любви вокруг него

Второй шаг — посоветуйте ребёнку сесть и подумать, какие его качества могут привлекать других. Остроумие, рассудительность, умение играть в футбол, готовность помочь? Пусть таких качеств будет как можно больше. Но у всех есть и то, что может помешать наладить отношения. Излишняя тяга к справедливости, которую легко спутать с ябедничеством? Категоричность? А может, застенчивость? Очень острый язык? Конечно, от того, что мы назовём вещи своими именами, они не исчезнут, но ребёнок будет знать, что ему самому мешает, и сможет лучше справляться с этим.

Главное правило: не надо ничего подсказывать ребёнку, даже если вы твёрдо уверены, что знаете о нём всё. Не спешите с предположениями: пусть человек изучит себя сам. Иначе вы рискуете превратиться из того, кто помогает, в того, кто оценивает.

После того как ребёнок провёл исследование, какой он друг, ему нужно дать силу и союзника. В начале любых отношений помогает умение быть собой и открываться навстречу другим, улыбка, приветливость, прямой взгляд, ровная осанка, готовность поддержать беседу. Все эти вещи достаточно легко даются при уверенности в себе, и наоборот: исчезают при тревожности и страхе.

Есть простой способ повысить уверенность ребёнка в себе: предложите ему подумать о герое, который его восхищает, и в нужный момент представить, а что сделал бы он. Можно заранее помочь школьнику визуализировать его тревоги и то, как супергерой справляется с ними (им может быть как персонаж из фильма или книги, так и дедушка или старший брат).

Когда его уверенность в себе возросла, можно переходить к конкретным практическим рекомендациям.

 

9 советов вашему ребёнку, как лучше завести друзей

 

  • Если ребёнок новенький, он вызывает у других детей любопытство. Подготовьте его к тому, что одноклассники подойдут и спросят, кто он, откуда, что он любит, в какие игры играет, какие фильмы смотрит. Возможно, ему будет легче не растеряться и отвечать уверенно и прямо, если он заранее подумает над ответами на эти вопросы.
  • Скорее всего, в классе (особенно в первом) новеньким ребёнок будет не один. Кому-то в классе будет так же страшно и одиноко. Объясните ему, что можно подойти и спросить: «Привет! Ты тоже новенький? Я — да!» Вдвоём детям уже будет проще. Но замыкаться на первом найденном знакомом не стоит — ребёнку нужно познакомиться и с другими одноклассниками, понять, с кем у него больше общего.
  • Посоветуйте ребёнку показать его интересы и таланты. Возможно, он любит какую-то книгу, игру, болеет за спортивную команду. Он может взять с собой вещи, которые помогут увидеть это людям с похожими интересами. В первые месяцы вообще важно делать то, что ребёнок любит: рисовать, петь, заниматься спортом, — это поможет ему притянуть близких по духу людей.
  • Нужно быть приветливым и научиться начинать разговор первым. Это не так сложно. Можно просто сделать комплимент или спросить что-то у одноклассника про него самого: «Отличная сумка! Классный цвет!», «О! Ты тоже любишь „Гарри Поттера“! Мой любимый факультет — Слизерин, а твой?» Важно научиться быть внимательным слушателем. Тренироваться можно на соседях, в ближайшем магазине, при походе в музей или парикмахерскую.
  • Люди любят помогать другим и выступать в качестве эксперта. Им всегда приятно знать, что они могут дать хороший совет и продемонстрировать жизненный опыт. Не нужно бояться спрашивать: «Я новенький и ничего здесь не знаю, не подскажешь, где библиотека?» — и быть благодарным за помощь.
  • Если ребёнок ещё маленький, запишите его на кружок, который отвечает его интересам. Там он познакомится с детьми с похожими увлечениями. Подросток способен сам выбрать для себя дополнительные занятия, так что давить на него не стоит. Но напомните, что совместная деятельность лучше всего помогает завести друзей.
  • Ребёнку стоит активно участвовать в жизни класса, искренне высказывать своё мнение, но следить за тем, чтобы никого не задеть и не обидеть.
  • Можно найти одноклассника, который живёт рядом с вами, или просто дойти до метро вместе. Совместный путь здорово сближает — это идеальное время, чтобы обсудить день, да и просто поговорить обо всём на свете.
  • Многие родители не одобряют компьютерные игры, но для детей это важная часть жизни. Пара партий в Фортнайт — и ребёнку уже есть о чём поговорить с одноклассниками, чем заняться вместе. Онлайн-игры для нескольких пользователей рассчитаны на взаимодействие и коммуникацию. Они часто сплачивают коллектив гораздо быстрее и эффективнее любого педагога или психолога.

 

свернуть

Как помочь ребенку выбрать профессию

Как помочь ребенку выбрать профессию

 

 УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

   Выбор профессии – важное и ответственное дело! Это сложная задача даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для подростков с ограниченными возможностями здоровья.  Поэтому помощь родителей в её решении важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет и всегда должны быть готовы прийти на помощь первыми. Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья и только потом семейные традиции и интересы.

 Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии:

 обсуждайте вместе с ним возможные «За» и «Против» выбранной профессии;

рассматривайте выбор будущей профессии не  только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения;

учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности;

если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами – консультантами;

"не давите" на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами;

поддерживайте ребенка, если у него есть возможность, терпение и желание, чтобы его мечта сбылась;

если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить;

если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках.

 Сделать правильный выбор - значит найти профессию, которая:

 интересна и привлекательна («ХОЧУ»). Это те занятия, которые ребёнок делает с интересом, с желанием.

доступна и посильна («МОГУ»). Это возможности человека: его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений.

имеет спрос на рынке труда («НАДО»). Это знание о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда.

 Типичные ошибки, которые совершают родители выпускников школ при выборе профессии:

желание ребёнка реализовать свою несбывшуюся мечту навязчиво переносят на своего ребёнка;

родители хотят, чтобы ребёнок пошёл по их стопам;

родители считают, что ребёнок недооценивает или переоценивает свои возможности;

родители убеждены, что ребёнок должен иметь высшее образование;

родители настойчиво рекомендуют обратить внимание на «денежные» профессии.

  Ошибки школьников при выборе профессии:

 Незнание мира профессий

       - слабая информированность о мире профессий;

       - устаревшие сведения о характере и условиях труда;

       - предубеждения в отношении престижности профессии.

     Незнание себя

       - необъективная оценка своих способностей;

       - незнание своего здоровья;

       - нежелание или неумение соотнести свои способности к требованиям профессии.

 Незнание правил выбора профессии

       - отождествление учебного предмета с профессией;

       - перенос отношения к человеку на профессию;

       - выбор профессии «за компанию»;

       - выбор профессии  перекладывается на родителей.

 Как поддержать ребёнка в выборе профессии:

 В первую очередь найдите "золотую середину" между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайние позиции: "Пусть все решает сам!" и "Что он без меня решит!" - к конечном счете приведут к отчуждению между вами.

Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие ее стороны его особенно привлекают; престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство.

Если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, - ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с личностными особенностями (уровень знаний, здоровье, способности и т. д.). В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе реалистичнее.

Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени. 

   Уважаемые родители, помните, что вашему ребенку особенно нужна поддержка психолога при выборе профессии, если:

ребенок отказывается обсуждать проблему выбора профессии, мотивируя тем, что еще рано;

сообразительный и активный ребенок не очень хорошо успевает в школе;

выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями.

Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии:

  1. Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банком и т.п.).
  2. Пренебрежение к профессиям, которые являются непрестижными, хотя и значимыми в жизни.
  3. Отсутствие своего мнения и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
  4. Перенос отношения к конкретному человеку - представителю той или иной профессии на саму профессию.
  5. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.  6. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим предметом.
  6. Подверженность влиянию друзей на выбор профессии.  8. Отсутствие умений оценивать свои способности и возможности в выбранной профессии.
  7. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.
  8. Завышенная или заниженная самооценка, формирующая неадекватность в выборе той или иной профессии.

РОДИТЕЛЯМ О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Многие родители считают, что они лучше знают, какую профессию (увлечение) ребёнку выбрать.

Это одно из самых серьёзных родительских заблуждений всегда оправдывается благими намерениями. О том, куда ведут они, напоминать, наверное, нет необходимости. Великий баснописец Крылов писал: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник...». К сожалению, это встречается не редко,  и во многом из-за того, что родители выбирают за детей их профессию.

У каждого человека есть предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Вряд ли может быть счастлив человек, занимающийся делом, не соответствующим его врождённому физическому и психическому складу. Человек же, всегда остающийся самим собой, пусть даже и не добьётся ошеломляющих успехов, но не пойдёт против своей природы, что является одним из важнейших условий личного счастья.

Американский писатель, психолог Дейл Карнеги писал, что ему пришлось потерять много лет жизни, подражая другим людям. Навсегда отказавшись от идеи сочетать в себе достоинства других людей, он засучил рукава и приступил к работе над учебником по ораторскому искусству, в котором нашли отражение его собственный жизненный опыт, наблюдения и мысли. Дейл Карнеги пришёл к тому же выводу, что и профессор английской литературы в Оксфорде сэр Вальтер Рэлей. «Мне не дано писать, как Шекспир, - сказал он. - Но я могу написать свою собственную книгу».

Тот же Дейл Карнеги приводит в своей книге следующие строки из произведения поэта Дугласа Мэллоха:

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине, но только самым лучшим деревцем!

Будь кустиком, если не можешь быть деревом,

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

Если не можешь быть кустиком!

Если ты не можешь быть китом, будь самым красивым окунем в озере!

Если мы не можем быть капитанами, кто-то должен быть и матросом.

Для всех найдётся работа на корабле жизни, только найди своё дело.

Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой!

Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе!

Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим!

Многим родителям не помешало бы вдуматься в эти слова и определиться вначале, нашли ли они сами своё дело, в котором стараются быть лучшими. А затем уж подумать над тем, не мешают ли они своему ребенку оставаться самим собой, определяя выбор увлечения или будущей профессии.

СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ

Дайте своему ребенку право выбора для будущей профессии.

Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной профессии.

Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

Учитывайте  в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтоб его мечта сбылась.

Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках и т.д.

Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Вы должны помнить, что самые главные учителя ребенка – это вы.

Хорошие оценки ребенка в школе еще не означают, что он преуспеет в жизни.  Жизнь, в которую он вступает, – это новая учеба. Помимо полученных знаний необходимо осознанно подойти к выбору будущей сферы деятельности. 

Вы помните своего ребенка маленьким, когда он только начинал ходить? Он падал и вставал, снова падал, снова вставал. Так может быть и во взрослой жизни. Помогайте ему вставать, анализируйте причины неудач, подсказывайте! Ведь вы знаете своего ребенка лучше всех. И вы можете ему помочь во многом – в том числе и при выборе профессии. Вы лучше чувствуете, к чему у него лежит душа.

Не убивайте в детях инициативу! Разбросанные в комнате провода, болтики, выкройки, рисунки, вырезки указывают на определенное увлечение. Увлечение, склонность - это начало выбора профессии, познание того, что потом пригодится в жизни.

Помните! Советуя что-то детям при выборе профессии, вы излагаете свои предпочтения, т.е. то, что нравится больше вам. Но это не обязательно может интересовать вашего ребенка. В мире нет двух одинаковых листьев, двух одинаковых отпечатков пальцев, двух одинаковых людей. Подсказывайте, обсуждайте, взвешивайте, но принимать решение предоставьте своему ребенку. Он лучше знает, к чему его больше влечет.

По-разному дети усваивают школьный материал. Не всегда способны развить свои способности. Помогите детям их узнать и раскрыть. Может, ваш ребенок окажется способным к освоению профессии через практику. Привлекайте его к различным видам деятельности, дайте возможность проявить себя.

Погружайте в "среду" профессии. Если ребенок слышит беседы родителей об их профессиональной деятельности, то он постепенно погружается во все тонкости данной работы. Ваше отношение к профессии передается детям. Если вы любите свое дело и  между вами и детьми есть взаимопонимание, то вполне вероятно, что они заинтересуются вашей профессией. Однако не стоит ограничивать знакомство ребенка только со своей профессией. Пусть ребенок познакомится с самыми разными областями человеческой деятельности. Пришли лечить зуб к врачу - заодно расскажите ребенку, как работают врачи, в кафе – обратите внимание на работу повара, кондитера, официанта, летите в самолёте – на деятельность пилота, стюардессы.

Страх опоздать с выбором профессии характерен не столько для самих будущих выпускников, сколько для их родителей. Если ваш ребенок учится в 10-11-м классе и до сих пор не может определиться с будущей сферой деятельности, вы можете помочь ему в этом. Подсказывайте, обсуждайте, анализируйте, но принимать решение предоставьте своему ребенку. Он лучше знает, к чему его больше влечет.

Присмотритесь

Первый этап — наблюдение. Присмотритесь к своему ребенку, оцените его желания и возможности. В подростковом возрасте начинает ощущаться разница поколений. Необходимо проанализировать и понять поведение ребенка. К примеру, ваш сын круглосуточно сидит перед компьютером, но это не означает, что ему прямая дорога в программисты. Может он просто ведет переписку или играет в игры.

Не давите

Обсудите с ребенком его интересы: что ему нравится, что привлекает. Подумайте, в какой профессии могут быть применимы его способности, черты характера. Важно не навязывать свой выбор. Можно заставить согласиться на безынтересную профессию, но через силу принятое решение обязательно аукнется в будущем. Разочарованность в работе может привести к психологическим проблемам и даже болезням. Как правило, родители реализуют свои идеи в той области, где не преуспели сами. Попытка навязать свои упущенные интересы детям, зачастую не приводит ни к какому результату.

Раскройте глаза

Основное препятствие в выборе подходящей специальности — это розовые очки, сквозь которые молодым людям свойственно смотреть на будущую профессию. Психологи советуют подростку заранее и как можно ближе познакомиться с профессией, к которой он склоняется. Неплохо, если ребенок лично пообщается с представителями желаемой профессии. Подумайте, есть ли среди ваших друзей и знакомых такие люди. Приведите примеры из жизни: кто, как, почему работает на том или ином месте. Разберите профессию со  всеми ее плюсами и минусами.  Говорите с ребенком на равных, уважайте его точку зрения, избегайте манипуляции. Ваша задача — помочь ему принять верное решение.

 Не бойтесь перемен

К сожалению, никто не застрахован от ошибок в выборе профессии. Если у человека за плечами годы обучения и опыт работы по специальности, отказаться от нелюбимой работы и начать заниматься новым видом деятельности гораздо сложнее, нежели сменить направление после первого или второго года обучения. Если человек твердо решил сменить сферу деятельности, не стоит бояться того, что прозрение наступило в достаточно зрелом возрасте. Никогда не поздно менять что-то в своей жизни.

Вообще желание резко изменить свою жизнь, в том числе и профессиональную сферу, приходит, как правило, в период возрастных кризисов. Первый кризис наступает после 20 лет, второй — около 30 лет, третий — в районе 40. В такие моменты людям свойственно пересматривать весь свой жизненный путь. Такие кризисные моменты не свидетельствуют о том, что человек что-то делал не так на протяжении своих лет жизни. Они являются показателями нормального развития личности. Главное, чтобы переход на новый этап был результатом взвешенного решения, а не попыткой побега от самого себя. Большое количество успешных и знаменитых людей пришли в профессию в довольно позднем возрасте.

Эти люди нашли свое призвание в далеко не юном возрасте.

Рональд Рейган, политик

За всю жизнь снялся в 54 фильмах. Его политическая карьера пошла в гору, когда Рейгану было за 50. Пост президента США он занял в 69 лет, а ушел с должности в 77.

Олег Газманов, музыкант

Окончил высшее инженерное морское училище. Три года работал по специальности и даже поступил в аспирантуру, но бросил науку ради музыки. Первый успех пришел к Газманову в 37.

Екатерина Андреева, телеведущая

Андреева работала в отделе делопроизводства следственного управления Генеральной прокуратуры России. Решение переквалифицироваться в журналисты приняла в 29 лет.

Владимир Соловьев, журналист

Обучал американских студентов экономике, занимался бизнесом. К журналистике обратился в 28 лет.

Тест-анкета для определения родителями предрасположенности детей к различным видам деятельности

Известно, что каждый ребенок талантлив. Но как выявить его личную одаренность? В какой области дети чувствуют себя наиболее комфортно?

Информация, полученная в ходе обследования, поможет выяснить, к каким видам деятельности предрасположен ребенок. Необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни». Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребенка, диагностику следует повторять неоднократно.

 Ребенок имеет очевидные технические способности, если он:

интересуется самыми разными механизмами и машинами;

любит конструировать модели, приборы;

сам докапывается до причин неисправностей механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

может (или пытается) чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находить оригинальные решения;

любит и умеет рисовать, «видит» чертежи и эскизы механизмов;

интересуется специальной, возможно, даже взрослой технической литературой.

 Ребенок имеет музыкальный талант, если он:

любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;

сочиняет свои собственные мелодии;

научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

У ребенка способности к научной работе, если он:

обладает явно выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных понятий, к обобщениям;

умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

любит читать или смотреть детскую техническую литературу (или даже научно-популярные книги), опережая в этом своих сверстников;

часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;

не унывает и не остывает к работе, если его изобретение или проект не поддерживают окружающие.

 Артистический талант проявится у ребенка, если он:

часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;

стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;

меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрители были взрослые;

с удивляющей легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;

пластичен и открыт всему новому;

любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

  У ребенка незаурядный интеллект, если он:

хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

обладает хорошей памятью;

легко и быстро схватывает новый учебный материал;

задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;

обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на занятиях ему скучно;

хорошо эрудирован по многим сферам жизнедеятельности;

обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

 У ребенка способности к спортивной деятельности, если он:

очень энергичен,  все время хочет двигаться;

смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;

почти всегда берет вверх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

быстро овладевает различными спортивными играми;

лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко и пластично;

предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

кажется, он никогда всерьез не устает;

неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.

 У ребенка литературный дар, если он:

рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль;

любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния, переживания и чувства героев сюжета;

изображает персонажи  своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

 Художественные способности ребенка проявятся в том случае, если он:

не находя слов или «захлебываясь», прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;

в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;

серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение — украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

не робеет высказать собственное мнение о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

ВЫБИРАЕМ ПРОФЕССИЮ С УЧЕТОМ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ

    Все мы знаем, что проблема профессионального самоопределения является одной из самых непростых задач в жизни каждого молодого человека. Особенно труден выбор профессии для лиц, имеющих хронические заболевания или отклонения в состоянии здоровья. Это связано, во-первых, с неосведомленностью многих подростков о необходимости учитывать состояние здоровья при выборе профессии и наличии каких-либо законодательных ограничений при этом; во-вторых, с переоценкой своих сил и возможностей, нежеланием считаться с имеющимися нарушениями здоровья как с причиной таких ограничений. Кроме того, многие молодые люди недостаточно осведомлены о санитарно-гигиенических особенностях труда в разных профессиях, о возможном отрицательном влиянии производственных факторов на течение имеющихся у них заболеваний. Не имея четких представлений, о характере профессии, не учитывая состояние здоровья, многие подростки делают ошибки в своем профессиональном выборе.

    С чем же связано ограничение возможности выбора профессии при наличии каких-либо заболеваний? Прежде всего сама профессия предъявляет определенные требования к состоянию здоровья, и, в частности, к анализаторам. Например, работа с мелкими деталями требует хорошей остроты зрения. Существует целый спектр работ, выполнение которых требует хорошего различения цвета, т. е. сохранности функции цветоощущения. Известно также, что любая профессиональная деятельность осуществляется в определенных производственных условиях, которые могут отрицательно влиять на организм и вести к обострению имеющихся заболеваний. К неблагоприятным производственным факторам относятся большие физические нагрузки, вынужденная рабочая поза, значительное нервно-психическое напряжение, неблагоприятный климат (высокие или низкие температуры, повышенная влажность), пыль, шум, вибрация, токсические вещества.

    Ниже приводится примерный перечень противопоказанных факторов производственной среды и трудового процесса, влияние которых необходимо учитывать при выборе профессии подросткам, имеющим хронические заболевания и отклонения в состоянии здоровья.

 Болезни органов дыхания:

неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия (повышенные температура, влажность, давление воздуха, пониженная температура), пыль, токсические вещества раздражающего и сенсибилизирующего действия, значительное нервно-эмоциональное и физическое напряжение;

 Болезни сердечно-сосудистой системы:

выраженное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, предписанный темп работы, длительная ходьба, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические факторы, токсические вещества, повышенные уровни шума вибрации, работа на высоте;

 Болезни нервной системы:

значительное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, контакт с токсическими веществами, повышенная опасность травматизма, шум, вибрация;

 Болезни органов пищеварения:

значительное физическое напряжение, токсические вещества, шум, вибрация, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, вынужденное положение тела, связанное с напряжением брюшного пресса, невозможность соблюдения режима питания;

 Болезни почек:

значительное физическое напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, вынужденная рабочая поза, воздействие вибрации, контакт с токсическими веществами, невозможность соблюдения режима питания;

 Болезни костно-мышечной системы:

значительное физическое напряжение (подъем и переноска тяжестей), длительное пребывание на ногах, длительное фиксированное положение тела с отсутствием возможности перемены положения для снятия напряжения с группы длинных мышц спины;

 Болезни органов зрения:

работа, связанная с повышенным напряжением зрения, вынужденная (резко согнутая) рабочая поза, значительное физическое напряжение; работы, в которых не допускается использование корригирующих очков;

 Болезни органов слуха:

работа, требующая хорошего слуха; повышенные уровни интенсивности шума и вибрации;

 Болезни кожи:

токсические и раздражающие кожу вещества, пыль, неблагоприятные метеорологические условия; необходимость в процессе работы постоянного увлажнения, загрязнения и охлаждения рук.

  Для того чтобы помочь молодым людям, имеющим хронические заболевания или функциональные отклонения в состоянии здоровья, правильно выбрать профессию и избежать негативного влияния производственных факторов на организм, в Республиканском центре профессиональной ориентации молодежи осуществляется консультирование, включающее подбор профессий и специальностей для профессионального обучения с учетом состояния здоровья.

свернуть

Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам

Десятки тысяч людей во всём мире каждый год сдают экзамены. Экзамен - это испытание, требующее от экзаменуемого подтверждения определенного уровня его знаний. Поскольку многие недостаточно хорошо знают предмет, они испытывают целую гамму отрицательных эмоций — волнение, беспокойство, напряжение, страх и тревогу. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше. А потому помощь взрослых очень важна. Как же оказать поддержку своему ребенку в этот непростой период?

  • Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок. 
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Не тревожьтесь о количестве баллов на ЦТ, об отметке, которую ребенок получит на экзамене, и не критикуйте его после экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не являет­ся совершенным измерителем его возможностей.
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом.
  • Определите вместе с ребенком его "золотые часы" ("жаворонок" он или "сова"). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.
  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий - 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, прогуляться. В зависимости от того, кто Ваш ребенок - "жаворонок" или "сова", пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и "совам", и "жаворонкам". 
  • На этапе подготовки очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не может соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется – таковы его индивидуальные особенности.
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Для повышения интеллектуальной активности желательно организовать рабочее место таким образом, чтобы в поле зрения попадали желтый и фиолетовый цвета (фрагментарно).
  • Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга. 
  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  • Познакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический  материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить его смысл и логику. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если ребенок не владеет этими приемами, покажите ему, как это делается на конкретном примере. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т. д.
  • Если ребенок привык заниматься поздно вечером и это не наносит особого ущерба его здоровью, ломать стереотип не стоит — перестройка может потребовать боль­ших усилий. Но все же ночью полезнее для здоровья спать. Сон должен быть не менее 8 часов.
  • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен хорошо выспаться и восстановить силы.
свернуть

Как грамотно общаться с ребенком

Самое главное правило:

БЕЗУСЛОВНО ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА!

развернуть

Самое главное правило:

БЕЗУСЛОВНО ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА!

            Правило №1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!»

            Правило №2. Если ребенку действительно нелегко, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

            При этом:

            - возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому!

            - по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

            Правило №3. Постепенно и неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему!    

Правило №4. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным»!

            Правило №5. Если у ребенка эмоциональная проблема, будет правильно его «активно» выслушать! (смотрите на ребенка, кивайте, задавайте уточняющие вопросы при необходимости, но не оценивайте и не критикуйте).

            Правило №6. Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания просто сообщите ему об этом в форме «Я-высказывания»! (Не «ты – бессовестный! Зачем тебе покупали телефон, если ты не отвечаешь на мои звонки?!», а «Я очень волновалась из-за того, что не смогла тебе дозвониться»).

            Правило №7. Максимально удаляйте из своего общения с ребенком приказы, команды; предупреждения, угрозы; мораль, нравоучения и др.!

            Правило №8. Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не требуйте от него невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке!

            Правило №9. Не присваивайте себе эмоциональных проблем ребенка!

            Правило №10. Правила (ограничения, требования) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, но:

- их не должно быть слишком много и было бы очень хорошо, что бы они были гибкими;

- родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка;

- правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой;

- тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным!

            Правило №11. Правила и последствия должны формулироваться одновременно!

            Правило №12. Следует применять санкции, а не наказание!

 

ПОМНИТЕ: ДЕТЕЙ УЧИТ ТО, ЧТО ИХ ОКРУЖАЕТ!

(обратите на то, как вы общаетесь между собой и как общаются люди, окружающие вашего ребенка)

            - Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.

            - А когда ребенка часто хвалят - он учится оценивать.

            - Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

            - Когда с ребенком обычно честны - он учится справедливости.

            - Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.

            - Когда ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.

            - А если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

            - При частом одобрении ребенка - он начинает всегда хорошо к себе относиться.

            - Если к ребенку часто бывают снисходительны - то он учится быть терпеливым.

            - Когда ребенка часто подбадривают, то он учится уверенности в себе.

            - Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, то он учится находить в этом мире любовь!

            Ну, а теперь Вы знаете самые простые и важные вещи для установления хороших и добрых отношений между Вами и вашим ребенком.

свернуть

Признаки депрессии у детей и подростков

Признаки депрессии у детей и подростков

        Депрессия – это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго могут не замечать перемен в их поведении.

        Школьники, страдающие депрессией, нередко обращаются к врачу с жалобами на соматические симптомы (головные боли, боли в животе, стреляющие боли в ногах и груди).

      Девочки в состоянии депрессии обычно замыкаются в себе, становятся молчаливыми, печальными, пассивными. В отличие от них мальчики чаще проявляют склонность к разрушительному и агрессивному поведению, учителям и родителям приходится уделять им много внимания. Агрессивность может приводить к изоляции и одиночеству.

Особенности течения депрессии в разных возрастных группах представлены в следующей таблице.

Признаки депрессии у детей и подростков (сравнительная характеристика)

Дети

Подростки

Печальное настроение

Печальное настроение

Потеря свойственной детям энергии

Чувство скуки

Внешние признаки печали

Чувство усталости

Нарушения сна

Нарушения сна

Соматические жалобы

Соматические жалобы

Изменение аппетита или веса

Неусидчивость, беспокойство

Ухудшение успеваемости

Фиксация внимания на мелочах

Снижение интереса к обучению

Чрезмерная эмоциональность

Страх неудачи

Замкнутость

Чувство неполноценности

Рассеянность внимания

Негативная самооценка

Агрессивное поведение

Постоянное чувство вины

Непослушание

Повышенная чувствительность к средовым воздействиям, сужение зоны комфорта

Склонность к бунту

Чрезмерная самокритичность

Злоупотребление алкоголем или наркотиками

Снижение общительности

Плохая успеваемость

Агрессивные действия

Прогулы в школе

 

Если Вы обнаружили признаки депрессии у ребенка, необходимо обратиться к психологу школы.

свернуть