Родительский университет

Методическая разработка интерактивного занятия "Противоправное поведение несовершеннолетних и его профилактика"

 

Интерактивное занятие

«Противоправное поведение несовершеннолетних

и его профилактика»

Волчик Ирина Александровна

Государственное учреждение образования

«Белоушская средняя школа»

 

 

 

 

         Цель мероприятия: актуализация проблемы профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

         Задачи мероприятия: сформировать представление о причинах и последствиях правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; повысить информированность участников об основах системы профилактики правонарушений и преступлений.

Предполагаемый результат: формирование у участников адекватной оценки поведения несовершеннолетних, связанного с возрастными особенностями; понимание причин отклоняющегося поведения несовершеннолетних; формирование способности прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций с детьми; повышение социальной роли родителей, правовой и психологической грамотности и ответственности за поведение несовершеннолетних.

Используемые методы: интерактивная форма проведения занятия, просмотр видеоролика, анализ и вывод увиденного, работа в группах, использование интерактивных методов, приёмов и упражнений «Объясни другому», «Ассоциация», «Список», «Закончи предложение».

Используемое оборудование: проектор для воспроизведения видеоролика и презентации, ватманы, фломастеры, маркеры, раздаточный материал для работы в группах.

 

 

 

 

Сценарий мероприятия

1.Вступительная часть (озвучивание темы и цели занятия, создание благоприятной атмосферы в группе, принятие правил).

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами поговорим о профилактике правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, об ответственном поведении наших детей.

- Чтобы наше общение было продуктивным, давайте примем правила коллективной работы, которые помогут нам создать активную, творческую атмосферу.

Правила:

- телефон в режиме «ожидание»;

- правило одного голоса (один говорит – остальные слушают);

- все мнения ценны и не подвержены критике;

- краткость – сестра таланта;

- пассивный человек – шпион (активность каждого);

- правило «Стоп» (отказ от высказывания или участия в каком-либо упражнении, используется только один раз).

         - В начале нашего занятия я предлагаю вам посмотреть видеоролик.

(Просмотр видеоролика «Бумеранг добра»)

Обсуждение:

- Какие чувства и эмоции вызвал просмотр видеоролика?

- Как вы думаете, почему этот видеоролик был показан в данной теме?

  1. Основная часть.

- Почему люди совершают правонарушения и преступления?

- Древнегреческий философ Демокрит сказал (слайд): «Не из страха, а из чувства долга должны воздерживаться от дурных поступков».

- Какой смысл несут слова Демокрита? (высказывания присутствующих)

- Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые средства, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках лёгкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться – плохо. И, тем не менее, количество несовершеннолетних, которые совершают правонарушения, растёт. Почему? На этот вопрос мы попробуем сегодня найти ответ.

- Что такое правонарушение? Преступление? (высказывания участников)

Определение: правонарушение – виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое дееспособным лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность. (слайд) Преступление – общественно-опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности (слайд).

- Как вы считаете, какие правонарушения среди подростков совершаются чаще? (высказывания участников)

- С какими словами у вас ассоциируется слово правонарушитель? (ответы участников)

- Сейчас мы с вами попробуем создать образ правонарушителя. Для этого нам нужно разделиться на 3 группы (приём «Светофор»). Модель вы можете изобразить в любой форме: словесно, рисунком, схемами, ассоциациями, поступками или действиями. Время на выполнение – 5 минут. Затем  представитель от каждой команды делает презентацию коллективной работы.

Обсуждение: Чем вы руководствовались при составлении модели? Как составлялась модель? Помог ли вам ваш личный опыт?

- Насилие, жестокость, агрессивность всё чаще и чаще встречаются в подростковой среде. В волну преступности попадают несовершеннолетние. Школа прикладывает максимум усилий, чтобы правонарушений среди учащихся не было. Однако, главную роль, на мой взгляд, в профилактической работе играет семья, поскольку именно она является главным институтом воспитания детей. Ведь всё начинается с семьи.

- С помощью метода «Объясни другим» мы познакомимся с лекционным материалом, попробуем разобраться в причинах появления подростков, склонных к правонарушениям. Для этого каждая группа получит карточку с одной из причин, вам необходимо в группах обсудить имеющий материал, можно дополнить, а затем донести её всем участникам занятия.

Причины:

1.Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Для ребёнка самый действенный образец - это его родители. Асоциальное поведение (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости, недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребёнок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми в не семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако, если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

2.Гиперопека.

Нет свободы выбора у ребёнка, так как родители, боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить. Все стараются решить за них. Следствие – инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребёнка.

3.Чрезмерное удовлетворение потребностей ребёнка.

В семье, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычек к разумному самоограничению нередко толкает их на преступление, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

4.Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.

Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребёнка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждений и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

(После обсуждения в группах, представитель команды знакомит с материалом присутствующих. Далее проходит обсуждение.)

- Сейчас я предлагаю вам, работая в группах, определить причины совершения правонарушений, а также их последствия и возможные альтернативы.

Участники делятся на три группы (приём «Семья»), проводится упражнение «Список», на выполнение даётся 5 минут.)

Первая группа пишет причины совершения правонарушений.

Вторая группа – последствия.

Третья группа – возможные альтернативы.

По истечении времени списки передаются по часовой стрелке другой команде, каждая команда дополняет список. После того, как списки вернулись в свои команды, один из участников делает презентацию списка.

3.Заключительная часть (подведение итогов занятия).

Рефлексия «Закончи предложение».

- Наша встреча подходит к своему завершению. Я предлагаю вам продолжить предложение:

Сейчас я чувствую…

Для меня было важно…

В жизни мне пригодится…

 

Список использованных источников:

1.Подготовка волонтёров к реализации подхода «равный обучает равного» в учреждении образования. М.Е.Минова, Е.Ф.Михалевич – Минск, Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования», 2015.

2.Обучение на равных: всегда есть повод быть здоровым и счастливым. Е.Дмитриева – Брест, Издательство «Альтернатива»,  2016.

  1. https://www.adu.by/

http://www.schoolnet.by/

https://multiurok.ru/ 

https://ped-kopilka.ru/

 

свернуть