Обобщённый опыт

Наши достижения

Обобщённый опыт по теме «Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек через организацию деятельности волонтёрского отряда «равного обучения».

Обобщённый опыт по теме «Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек через организацию деятельности волонтёрского отряда «равного обучения».

 

1.Сведения об авторе.

Волчик Ирина Александровна, заместитель директора по воспитательной работе, руководитель ресурсного центра, педагог-консультант «равного обучения» государственного учреждения образования «Белоушская средняя школа» Столинского района,

аг.Белоуша, ул.Школьная, д.14, Столинский район, Брестская область

тел.80165569023, моб. +375297297041

2.Условия формирования опыта.

Сегодня много усилий родителей, педагогов, медицинских работников и общественных организаций направлено на пропаганду здорового образа жизни. Несмотря на это, в современном обществе серьёзную озабоченность вызывают проблемы, связанные с проявлением рискованного поведения подростков и молодёжи в отношении своего собственного здоровья. Актуальность темы здорового образа жизни ни у кого не вызывает сомнений. Все: и педагоги, и родители – понимают, что здоровое будущее страны зависит от воспитания ценностного отношения к здоровью у  молодого поколения. К сожалению, в настоящее время растёт число подростков, экспериментирующих с употреблением курительных смесей, употребляющих алкоголь, и, как следствие, вступающих в конфликт с законом. Особенно пристального внимания заслуживает молодёжь в сельской местности. Воспитательная работа в сельской школе имеет определённую специфику. Менее развитая, по сравнению с городом, социокультурная инфраструктура агрогородка (отсутствие театров, музеев, концертных и выставочных залов, спортивных комплексов и др.) ограничивает спектр досуговой деятельности учащихся. Именно поэтому сельская школа становится не только ведущим центром досуга подростков и молодёжи, но и берёт на себя ответственность за то, чтобы досуг обучающихся был здоровым. И значительную помощь учащимся в решении этой нелёгкой задачи должна оказывать школа – профессиональный педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель и др. Но только силами коллектива учреждения образования её решить невозможно. Необходимо желание и помощь «значимых» авторитетных сверстников, в силу близости понимания проблем, а значит, и доверия к ним.

3.Актуальность и перспективность опыта.

Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. В настоящие время как никогда актуальной становится проблема сохранения и укрепления здоровья с детства.

4.Идея опыта.

Опыт работы школы показал, что основные задачи организации здорового досуга и профилактической работы легче и эффективнее решаются в сотрудничестве с самими подростками. В воспитательной работе, направленной на пропаганду здорового образа жизни среди учащихся и педагогов, в нашем учреждении очень значима деятельность волонтёрского отряда «Парус надежды», который работает в группах сверстников по принципу «равный обучает равного». Наша цель – это формирование ответственного отношения молодёжи к собственному здоровью, распространение принципов здорового образа жизни среди сверстников. Развитие ученической инициативы, целеустремленности, познавательных способностей. Всё это можно осуществить через организацию эффективной жизнедеятельности в школе и классных коллективах, пропаганду здорового образа жизни, проведение профилактической работы. Оказание помощи ребятам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

5.Новизна опыта.

Учреждение образования  должно стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, двигательная активность и другое) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

6.Теоретическая база опыта.

«Равный обучает равного» – это подход, который обеспечивает передачу и расширение достоверной социально значимой информации,  через доверительное общение на равных подготовленных волонтеров со сверстниками, происходящее в виде интерактивных занятий, тренингов, акций, консультаций, бесед, коммуникации в Интернет и т. п. Обучение в соответствии с подходом «равный обучает равного» – процесс, при котором подготовленные и мотивированные волонтеры (подростки, молодые люди) помогают сверстникам, а также людям со сходным социальным статусом или тем, кто имеет такие же интересы и потребности, приобретать новые знания, развивать умения и навыки, формировать ценностные ориентации, мотивации, направленные на здоровый образ жизни, сохранение здоровья, на нравственное отношение к себе и другим людям, на безопасное и ответственное поведение.

7.Адресность опыта.

Ценностью равного обучения является значимость для подростков, молодых людей общения со сверстниками, особенно неформального. Ведь именно  сверстники знают и понимают их интересы, потребности, стремления и проблемы. Сверстники способны к взаимопониманию на основе общности ценностных ориентаций, жизненного опыта. Со сверстниками подростки, молодые люди могут поделиться своими знаниями и опытом, обменяться конфиденциальной информацией, которую не всегда готовы предоставить взрослым. Равное обучение предусматривает влияние авторитета и опыта сверстников на личностное развитие подростков, молодых людей, так как именно со сверстниками они обсуждают многие «горячие» вопросы, включая сексуальность и репродуктивное здоровье.

8.Трудоёмкость опыта.

Работа над формированием актуального педагогического опыта по теме «Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек через организацию деятельности волонтерского отряда «равного обучения»» велась в период 2019/2020 учебного года.

     Результаты апробации  технологии опыта,  методов и средств формирования  здорового образа жизни у школьников  позитивные и дают возможность,  как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель  жизни, побудить ребят самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать своё здоровье.

9.Технология опыта.

Сначала казалось нереальным в условиях сельской школы осуществить набор, базовую подготовку и сопровождение деятельности волонтёров-инструкторов равного обучения. Но уверенности мне придала возможность самой получить дополнительное образование и расширить свои компетенции как педагога-консультанта в рамках целевого обучения в Брестском областном институте развития образования на курсах по теме «Управление программами равного обучения в сфере здорового образа жизни в условиях учреждения общего среднего образования». Качество самого образовательного процесса и общение с коллегами-единомышленниками стали для меня стимулом в работе. Получив статус педагога-консультанта, я вернулась в своё учреждение образования с уверенностью, что смогу найти мотивированных, активных и творческих подростков, сумею их обучить и помогу им реализоваться в волонтёрском движении «равный – равному».

В июне 2014 года школе был официально Приказом управления образования Брестского облисполкома присвоен статус «Опорная площадка по внедрению принципа «равный обучает равного» в реализации профилактических программ с молодёжью». Волонтёрский отряд «Парус надежды» был создан из числа подростков, которые прошли специальную подготовку волонтёров-инструкторов по системе, предложенной в пособии «Обучение на равных: профилактика рискованного поведения», изданного Брестским областным институтом развития образования при поддержке культурно-творческого общественного объединения «Калегіум». Сегодня в школе работают 16 подготовленных волонтёров равного обучения, всего прошли подготовку 37 учащихся.  Для сельской школы – это успех. Цель работы нашего отряда – формирование ответственного отношения молодёжи к собственному здоровью; поддержка и развитие ученической инициативы, целеустремленности, познавательных способностей. Волонтёры отряда «Парус надежды» организуют эффективную жизнедеятельность в школе, пропагандируют здоровый образ жизни среди сверстников, ведут целенаправленную профилактическую работу с молодежью по предупреждению употребления психоактивных веществ, помогают ребятам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также обучают сверстников эффективному общению, ответственному и безопасному поведению в рискованных ситуациях. Деятельность волонтёров-инструкторов направлена на воспитание культуры здорового образа жизни, гендерное воспитание, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности.

В своей работе по подготовке и сопровождению деятельности волонтёров-инструкторов в соответствии с подходом РОР я активно использую интерактивные упражнения и ролевые игры, беседы и дискуссии, метод анализа историй и ситуаций, коммуникативные игры и творческие задания. Руководство своими ребятами осуществляю без нажима, стараясь поддержать любую их позитивную инициативу. Под моим руководством волонтерами-инструкторами самостоятельно составлены и апробированы модули профилактических занятий по темам: «Скажем ДА здоровому образу жизни», «Гендер: два полюса – два материка», «Нравственные ценности», «Азбука общения», «Чтобы жить достойно» (профилактика употребления алкоголя), «Эмоции и чувства». Ребята также активно проводят интерактивные занятия со сверстниками на темы «Современные девайсы: польза и вред», «Общение «живое» и виртуальное: профилактика компьютерной зависимости» и «Белая ворона: не такой как все», Здоровье – шаг к долголетию». Волонтеры-инструкторы отряда «Парус надежды» традиционно являются организаторами и участниками многих мероприятиях в рамках профилактики табакокурения: акции «Бросай курить!» и «Молодежь говорит НЕТ!», флэш-моб «Танец против сигареты». Волонтёры сами инициируют и проводят подвижные танцевальные перемены, участвуют в разработке информационных буклетов по здоровому образу жизни.

Волонтёрми создан проект “Всё в твоих руках”, который участвует в областном  конкурсе по линии БОКК.

Ребята приняли участие в республиканской акции “Апплодисменты”, которая посвящена медикам в борьбе с COVID-2019. Также распространяли информационный материал по профилактике вирусных заболеваний.

Волонтёры являются активными помощниками в проведении акций «Молодежь против табака» и «Безопасность в каждый дом», которые организуются в местах с массовым пребыванием людей: на остановках общественного транспорта, в магазинах и парке.

Члены команды “Парус надежды” были инициаторами и организаторами проведения в учреждении образования акции “Коллекция тёплых слов” (в рамках недели, приуроченной ко Дню предупреждения суицида), “Родители и дети: сделать шаг вперёд” (ко Дню семьи), в которых приняли участие все учащиеся и работники школы.

Члены волонтёрского отряда постоянно выезжают в разные школы района для проведения интерактивных занятий со сверстниками других сельских школ.

Сегодня волонтёры-инструкторы нашей школы активно участвуют в региональных методических мероприятиях для педагогов: делятся опытом, рассказывают о своей деятельности, проводят мастер-классы.     

Очень помогает в работе волонтёров взаимодействие с амбулаторией врача общей практики. Агрогородок находится недалеко от районного центра, что даёт возможность волонтёрской команде сотрудничать с другими организациями: с районным отделом по чрезвычайным ситуациям, инспекцией по делам несовершеннолетних, Столинским райЦГЭ.

Подход «равный обучает равного» помогает и мне в профессиональной деятельности, как заместителю директора по воспитательной работе. Используя этот подход и владея методикой тренинга, я сама с классными руководителями провожу методические мероприятия в интерактивной форме, предлагаю классным руководителям активно использовать интерактивные методы в работе с родителями. С целью пропаганды равного обучения в ноябре 2018 года было проведено районное учебно-методическое объединение заместителей директоров по воспитательной работе по теме «Внедрение принципа «равный обучает равного» в профилактической работе с молодежью». В рамках работы объединения у меня была возможность показать подход РОР в действии через интерактивную встречу на тему «Профилактика правонарушений и преступлений среди молодежи».

  1. Результативность.

Наша волонтёрская команда ежегодно принимает участие и становится финалистом традиционного в Брестской области конкурса волонтёрских команд равного обучения «Молодежь – за РАВНОдействие!». Мы сами себе смогли доказать, что ребята из сельской школы могут быть также успешны, как и городская молодежь, у которой больше возможностей. Наш успех – это победа ребят в номинации «Лучший дуэт волонтеров-инструкторов, реализующих профилактические программы равного обучения среди сверстников» (2014 и 2015 годы), «Лучшая команда» (2014, 2015, 2016 и  2018 годы) и моя победа в номинации «Лучшее интерактивное занятие с элементами тренинга по пропаганде здорового образа жизни» (2015 и 2016 годы).

Членами волонтёрской команды составлен проект по организации работы шестого школьного дня «SOS. Сверстник обучает сверстника», который был реализован в учреждении образования. Проект участвовал в районном конкурсе, отмечен дипломом второй степени.

Деятельность волонтёрского отряда по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек освящалась в районной газете «Навіны палесся” (11 мая 2018 года, 29 июня 2019 года) и на страницах “Настаўніцкай газеты” ( марта 2016 года, 30 июня 2018.

Работа волонтёрского отряда «Парус надежда» продолжается: состоялся набор и ведётся подготовка новых мотивированных подростков. Изучив результаты анкетирования и диагностики учащихся, убедилась в результативности и востребованности «равного обучения». Профилактическая работа  с пользованием  такого подхода создает условия для самодеятельности и самоуправления подростков, их самостоятельности в процессе принятия решений, развивает лидерские и коммуникативные способности, формирует жизненно важные умения и навыки поведения в рискованной ситуации, способствует формированию активной гражданской позиции и готовности быть полезными обществу.

 

11.Список использованных источников.

1.Реализация подхода «Равный обучает равного» (пособие для педагогв-консультантов). Н.А.Залыгина, М.Е.Минова, Е.Ф.Михалевич, С.Г.Молочников, Н.А.Ульянченко – Минск, Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования», 2016

2.Волонтёрское движение «равный – равному». Н.Авсиевич, Н.Барановская, Е.Дмитриева учреждениях образования Брестской области – Брест, издательство «Альтернатива»,  2013

3.Основы формирования здорового образа жизни школьников. В.Н.Корзенко, А.Л.Смотрицкий. Г.Е.Смотрицкая. – Минск, Национальный институт образования, 2009

  1. https://www.adu.by/

http://minzdrav.gov.by/

https://nsportal.ru

 

свернуть