В помощь ученику

Как готовить домашние задания

Памятка для учащихся

1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.

2.   Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.

3.   Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.

4.   Научись пользоваться словарями и справочниками. Вы­ясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.

5.   Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью на­ходить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.

6.   Если то, что проходили на уроке, показалось тебе труд­ным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.

7.   Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это мож­но сделать.

8.   В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или к одноклассникам.

9.  Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.

10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания. Убери со стола все лишнее—то, что может отвлекать. При­готовь то, что нужно для выполнения первого задания (учеб­ник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.). 

11. После того как подготовишься к первому уроку, все убери и при­готовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.п.

12. Между уроками делай перерывы.

13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запом­нить.

14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.

15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.

16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, вне­шние связи, а главные связи, связи по смыслу.

17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.

18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, твор­ческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на про­тяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.

19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты
умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.

20. Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод «5П», разработанный американскими психологами.1 По данным психологов США, такой метод позволяет сосредото­чить внимание на самом важном в тексте и способствует луч­шему его запоминанию.

21. Составляй план устного ответа.

22. Проверяй себя.

  У тебя все получится!

 

Помни: мы лучше всего запоминаем:

—то, чем постоянно пользуемся;

—то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные дей­ствия);

—то, что нам нужно;

—то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями;

—то, что связано с нашими переживаниями (и приятны­ми, и неприятными).

 

Метод ключевых слов

Ключевые слова — самые важные в каждом абзаце.

Ключевое слово должно способствовать воспроизведение соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сра­зу вспоминаем весь абзац.

Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова.

После выбора ключевых слов запиши их в той последова­тельности, которая нужна для выполнения задания.

К каждому ключевому слову поставь вопрос, который по­зволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.

Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов.

После соединения каждого ключевого слова со своим раз­делом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка.

Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить.

Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.

 

Метод «5 П»

1П — Просмотри текст (бегло)

2П — Придумай к нему вопросы

3П — Пометь карандашом самые важные места

4П — Перескажи текст

5 П — Просмотри текст повторно

 

Секреты успеха на уроке

На уроке важно: слушать, работать, уважать учителя!

  1. Подготовить все необходимое до звонка.
  2. Не отвлекаться, сосредоточится на задании.
  3. Не выкрикивать с места, поднимать руку.
  4. Не жевать на уроке.
  5. Не болтать и не играть с соседом по парте.
  6. Не списывать, думать самому.
  7. Готовить свой полный ответ.
  8. Соблюдать правила этикета.
  9. Сидеть ровно, следить за посадкой.
  10. Выключать мобильные телефоны.
  11. «Перерабатывать» информацию.
  12. Учись контролировать себя!
  13. Анализируй сделанную работу (ищи ошибки сам)!

Как лучше усвоить изучаемый материал

  1. Заинтересуйся изучаемым материалом.  Не ограничивайся только чтением. Подумай над тем, что тебе могут принести полученные знания. Поразмышляй над их практическим применением. Мотивируй свою работу.
  2. Имей намерение запомнить изучаемый материал. Вначале нужно по-настоящему хотеть, чтобы мочь.
  3. Удостоверься, что ты все хорошо понял. Не переходи к другому абзацу, пока не поймешь смысл предыдущего.
  4. Концентрируй внимание на том, что изучаешь. Вот один из приемов, помогающих при этом: если чувствуешь, что внимание ослабло, сделай пометку на полях и вернись потом к «потерянному» отрывку.

Работа с учебником

  1. Внимательно прочитай название параграфа. Информация о содержании заключена уже в нем. Вспомни, что ты уже знаешь по данному вопросу, что читал, что слышал, просмотри записи в тетради.
  2. Выдели основные части, главные мысли, наметь план текста.
  3. Установи логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе, попытайся составить схему, таблицу по тексту учебника.
  4. Сравнивай изучаемые явления, делай обобщения и выводы.
  5. Найди в тексте то, что необходимо выучить наизусть. Выучи.

Как обобщать

  1. Выдели главное понятие из данного тебе задания.
  2. Проверь, как ты понимаешь его смысл.
  3. Отбери типичные факты из изучаемой темы.
  4. Сравни их между собой, выдели общее, главное, проанализируй материал, проследи его развитие.
  5. Сделай вывод, найди закономерность, главную идею, закон.

Как сравнивать

  1. Установи основание для сравнения.
  2. Определи цель сравнения: для чего сравнивать?
  3. Наметь план, по которому будешь сравнивать, выдели главные признаки сравнения.
  4. Найди сходства и различия между объектами, предметами и явлениями.
  5. Сделай вывод из сравнения.

Работа с тетрадью

Люби тетрадь, она тебе поможет.

  1. Хорошая тетрадь, прекрасно оформленная, аккуратная подскажет тебе не только на уроке, но и дома. Поддержит тебя и повысит твое настроение.
  2. Просматривая свою тетрадь, ты восстановишь в памяти весь пройденный материал; еще раз обратишь внимание на ошибки, чтобы больше их не допускать.
  3. Относись к своей тетради как к другу и она ответит тебе тем же!
  4. Оформление тетради: обложка, аккуратная подпись, оформляй все работы в соответствии с требованиями учителя.
  5. Ведение тетради: выполняй все работы аккуратно, не рисуй и не записывай лишнего, не мни тетрадь, пиши разборчиво, не пачкай тетрадь (это лицо ученика!), не стирай ручку резинкой, записывай нужное и важное по теме урока.
  6. Проверяй ошибки: от начала до конца и наоборот, каждое слово читай по слогам, ошибки зачеркивай карандашом, не используй замазку, делай анализ ошибок (работу над ошибками), не уверен – пиши на черновике, сначала думай – потом пиши!
  7. Используй тетрадь: просматривай записи, анализируй ошибки, изучай различные виды работ, сделанных в тетради на уроке.

Как учить стихотворения

  1. Желательно учить стихотворение в течение нескольких дней.
  2. Прочитай стихотворение. Какие чувства оно в тебе пробудило? Постарайся представить то, о чем пишет автор.
  3. Прочитай стихотворение еще 2-3 раза и воспроизведи его по памяти целиком (можно заглядывать в книгу).
  4. Обрати внимание на те места, которые хуже всего запоминаются. Можешь обозначить их ключевыми словами или рисунками на листе бумаги, который будет у тебя перед глазами.
  5. Если стихотворение трудное, учи его по строкам: первую, затем первую и вторую; первую, вторую и третью и т.д.
  6. Отложи книгу. Повтори стихотворение вечером, хорошо отдохнув после выполнения домашней работы.
  7. Каждый день выразительно рассказывай стихотворение 2-3 раза кому-нибудь (друзьям, родителям) или своему зеркальному отражению.
  8. Повтори стихотворение утром перед выходом в школу в тот день, когда будешь рассказывать его в классе.

 

Приемы запоминания

  1. Прием рифмы: лучше запоминаются стихи, чем проза

Например, правила поведения в метро:

                                                              Тростей, зонтов и чемоданов

                                                              Ты на ступеньки не клади,

                                                              Не облокачивайся на перила,

                                                              Стой справа, слева проходи.

  1. Составление фраз:

«Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц!»

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

  1. Прием «мест». Этот прием позволяет запомнить список вещей, поместив каждую из них на свое место.
  2. Прием «группировки». Можно легко запомнить любой список вещей, если мысленно объединить их в несколько групп: учебники, тетради, письменные принадлежности и т.д.

Организация рабочего места

  1. Первое, о чем необходимо позаботиться, - это хорошее освещение. Настольная лампа должна быть установлена на письменном столе.
  2. Стол и стул должны быть удобными, чтобы обеспечить правильное (ровное) положение спины во время работы. Проверить расстояние от глаз до тетради (книги) можно, поставив локти на стол и прикоснувшись кончиками пальцев рук до глаз. Если руки и ладони при этом полностью выпрямлены, расстояние правильное.
  3. Перед работой необходимо полностью очистить  свой стол, и каждый урок готовить заново.
  4. Нужные книги, тетради и канцелярские принадлежности выкладывай на стол непосредственно перед выполнением задания по соответствующему предмету. Сразу же по окончании работы убирай со стола лишнее. Таким образом, выполнение задания по каждому предмету ты будешь начинать на чистом столе (это очень важно, так как позволяет «очистить голову»).
  5. Для порядка на столе используй баночки или коробочки, а так же пластмассовые накопители. Подпиши их соответственно содержанию и не забывай, иногда, проверять, и наводить порядок!