Приложение 2. Практико-ориентированные задания на развитие критического мышления

В уточненной таксономии Блума. (1999 г.) проводится различие между знанием о том, «что», т.е. содержанием мышления, и знанием того, «как», то есть, процедурах, используемых в решении проблем.

Уровень 1 «Я знаю»

 

Понимание: выделить факты и идеи через их организацию, сравнение, перевод, интерпретацию, описания, определяя главные мысли

Запоминание: мысленно зафиксировать факты, термины, базовые понятия в виде ответов

 

Уровень 2 «Я применяю»

 

 

Анализ: рассмотреть информацию и разделить ее на части, определяя мотивы и причины, делая выводы и приводя доказательства для подтверждения обобщений

Применение: перенести полученные знания, факты, приемы и правила на новые ситуации для решения задач и проблем

 

Уровень 3 «Я интегрирую»

 

Творчество:скомбинировать полученные сведения по-другому, соединяя элементы по новому образцу или предлагая альтернативные решения

Оценивание: представить и защитить мнение, оценивая информацию, обоснованность идей или качество работы, по выработанным критериям

Примеры заданий по биологии в 7 классе.

Для работы им выдается общая информация из учебника биологии о жизнедеятельности дрожжей: «В природных условиях дрожжи встречаются там, где есть сахара: на поверхности ягод (винограда), фруктов, в нектаре цветов, сокопускании берез, кленов и других деревьев. Дрожжи поглощают сахара и в процессе жизнедеятельности выделяют в окружающую среду углекислый газ, а также этиловый спирт. Хлебопекарные дрожжи существуют только в культуре. От других грибов дрожжи отличаются тем, что не имеют мицелия и представляют собой одиночные шаровидные или овальные клетки микроскопических размеров. Дрожжи размножаются почкованием. При почковании на материнской клетке образуется выпуклость, напоминающую почки. Выпуклость быстро растет, превращается в самостоятельную клетку и отделяется от материнской».

Практико-ориентированное задание

Уровень 3

Творчество

В магазин не завезли квас. Всем известно, что в жаркую погоду этот напиток славится своей способностью утолять жажду и поддерживать силы человека. Как бы вы улучшили ситуацию своими силами в агрогородке в летнее время, чтобы квас всегда был у вас на столе? Предложите альтернативу заводскому хлебному квасу.
Создайте рецепт хлебного кваса.

Оценивание

Домохозяйка купила дрожжи и положила на холодильник. Однако с течением времени они ей понадобились. Домохозяйка добавила дрожжи в тесто, но оно не подошло, да еще неприятный запах пошел по кухне. Оцените действия домохозяйки. Что бы вы посоветовали ей, чтобы не портились дрожжи? ... чтобы пирог был великолепен?

Уровень 2

Анализ

Домохозяйка решила приготовить дрожжевой пирог. Она замешала тесто и ушла смотреть интересную передачу по телевидению. Речь шла о плесневых грибах, что они появляются на продуктах и ​​могут отравить человека. Домохозяйка вспомнила из школьного курса биологии, что дрожжи также относятся к грибам. Она испугалась и выбросила тесто в мусорник. Какие доказательства можно найти, что дрожжи не выделяют яд в тесто в отличие от плесневых грибов (мукор, пеницилл)?Схематично покажите, что происходит с дрожжами и тестом между моментами, когда добавили дрожжи в тесто и когда пышный пирог достали из печки.

Применение

Ребята решили приготовить дрожжевой яблочный пирог. Нашли рецепт в Интернете, в котором сказано следующее: вода – 0,25 стакана, молоко – 0,25 стакана, яйца – 2 штуки, мука – 3 стакана, маргарин – 100 гр, соль – 0,5 чайные ложки, дрожжи – 2 чайные ложки. Ребята смешали ингредиенты, но тесто не удалось. Как бы вы по-другому изменили рецепт, чтобы у ребят все получилось?

Уровень 1

Понимание

Женщина решила приготовить пирог. Чтобы блюдо наверняка получилось, она замесила тесто на два пирога, и только в одну часть добавила дрожжи. Она не могла вспомнить: будут ли дрожжи размножаться в тесте. Объясните, что произойдет, когда женщина добавит в тесто с сахаром дрожжи? Какие факты из выпечки пирогов в домашних условиях показывают, что дрожжи размножаются?

Знание, запоминание фактов

Учитель задал следующее домашнее задание учащемуся: найти место хранения дрожжей в домашних условиях, найти мицелий в дрожжевом тесте.

Вспомните, где в домашних условиях можно встретить дрожжи? Как бы вы объяснили, есть мицелий в прессованном бруске дрожжей, который хранится в холодильнике? Почему мы не можем увидеть грибницу дрожжей в тесте, которое стоит в тепле на кухне?

(Внимание! В задании на применение в рецепт нужно добавить сахар).

 

Более подробная информация из опыта работы школы в журнале «Народная асвета» (2019 год № 4).