Приложение 1. Рекомендуемый выбор приемов

Рекомендуемый выбор приемов для использования на учебных занятиях по формированию читательской грамотности

 

Прием

Описание

Феномен

Приём интерактивного обучения. Учитель заранее в тексте выделяет маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После предлагает прочитать текст несколько раз. Учитель не тратит времени на пояснения – ученик прочтёт сам, а в тексте наткнётся на множество иллюстраций данного утверждения. Это средство дополняется находящимся на стенде плакатом с правилом и лежащей на столе ученика карточкой, дублирующей плакат

3 из 15

Из предложенного перечня предложений, высказываний, терминов необходимо выбрать 3 позиции

Письмо по кругу

Каждая группа выбирает позиции в предложенном перечне и передает свои результаты следующей группе по часовой стрелке

Дневник двойных записей

В тетради отмечаются 2 столбика, в процессе чтения в левом столбике необходимо записать моменты, которые удивили, что-то напомнили, в правой – написать комментарий: почему именно этот момент удивил, на какие мысли натолкнул

Составь кластер к тексту

Кластер – графическая форма организации информации, выделяются основные смысловые единицы, они фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними

3, 2, 1

Записать в тетрадь три мысли, которые ты понял, прочитав текст; два момента, которые хотелось бы изменить в твоей жизни, или два дела, которые ты хотел бы совершить после прочтения текста; один вопрос, который тебя волнует после прочтения текста.

Четыре угла

4 листа бумаги разного цвета (например, красный, желтый, синий, зеленый), которые с помощью скотча прикрепляются по одному в каждый угол аудитории так, чтобы их хорошо было видно всем участникам игры; прочитать текст в учебнике, следует си­стема вопросов (7-10) с вариантами ответов (выборов чего-либо), которую будет предлагать педагог участникам игры. После того как с выбором опре­делились, необходимо пройти в тот угол (тот цвет), который соответствует сделанному выбору. Если из предлагаемых вы­боров-ответов ни один не устраивает, следует пройти в центр аудитории. Когда все участники сделали выбор и разошлись по четы­рем углам аудитории или собрались в центре аудитории, они организуют между собой коммуникацию: каждый объясняет другим в своей группе (своем углу) свой выбор; обмен мнени­ями, аргументами относительно выбора проводится очень оперативно (по каждому выбору 1-2 мин)

Ключевые слова

 

Ученикам предлагается подобрать в тексте «ключевые слова», которые являются наиболее важными или запоминающимися в изученном материале. Будет лучше, если указать и количество таких слов. Например, четыре. Дети должны обосновать свой выбор: в связи с чем они выбрали эти слова. Организуется обсуждение. Очень важно, чтобы оно имело место. В ходе дискуссии идёт не только многократное повторение данного информационного материала, но и осмысление значения выдвинутых слов. В результате обсуждения на доске или в тетради фиксируются «ключевые слова

Толстые и тонкие вопросы

Этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может?

Как зовут?

Верно ли?

Согласны ли Вы?

Объясните, почему?

Почему Вы думаете?

Почему Вы считаете?

В чём различие?

Что будет, если…

Если предположить…, то…

Обоснуйте, почему?

Синквейн

В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть пословица, поговорка или крылатое выражение.

Пятая строчка – это слово – синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме.

 

Верные и неверные утверждения

 

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Ученики выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

 

 

Лови ошибку

 

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Пометки на полях» («Инсерт»)

 

Этот приём имеет название «Инсерт» и является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание пройденного на уроке. Он достаточно прост. Детей просто нужно познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Прием «Пометки на полях» работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Маркировочные пометки:

знаком «галочка» отмечают информацию, которая известна ученику;

знаком «плюс» отмечают новую информацию, новые знания;

знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

Может быть несколько вариантов пометок:

2 значка – «+» и «V», 3 значка – «+», «V», «?» или 4 значка – «+», «V», «?», «-» (думал иначе).

Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения.

Это я не знаю

Это для меня новая информация

Эта информация для меня неизвестна

Эта информация для меня непонятна

У меня имеется другое объяснение, мнение

V

+

?

+ V? –

Лэпбук

 

Этот приём работы всегда сопровождается повышенной активностью детей, формирует умение работать в группе. Применяется при закреплении и обобщении учебного материала или в проектной деятельности. Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, подвижными деталями, окошками в которые помещаются материалы на выбранную тему. Это итоговый результат совместной работы на какую-либо тему, в которой они закрепляют, систематизируют изученный материал, выбирая для этого удобные и понятные для себя заголовки, статьи, иллюстрируя их, придумывая для них разные конвертики - секретики, миникнижки - гармошки, окошки, дверки.

Ромашка Блума

 

«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление ребёнку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему зимой выпадает снег?»

Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы ...», «Что будет, если ...?» «Как ты думаешь, как будут развиваться события в рассказе после...?».

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение оценки тех или иных событий, поступков, действий, явлений. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?», «Как вы относитесь к поступку главного героя?»

Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить ...?», «Что можно сделать из ...?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?»