Советы психолога

Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам

27.09.2020

Десятки тысяч людей во всём мире каждый год сдают экзамены. Экзамен - это испытание, требующее от экзаменуемого подтверждения определенного уровня его знаний. Поскольку многие недостаточно хорошо знают предмет, они испытывают целую гамму отрицательных эмоций — волнение, беспокойство, напряжение, страх и тревогу. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше. А потому помощь взрослых очень важна. Как же оказать поддержку своему ребенку в этот непростой период?

  • Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок. 
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Не тревожьтесь о количестве баллов на ЦТ, об отметке, которую ребенок получит на экзамене, и не критикуйте его после экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не являет­ся совершенным измерителем его возможностей.
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом.
  • Определите вместе с ребенком его "золотые часы" ("жаворонок" он или "сова"). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.
  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий - 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, прогуляться. В зависимости от того, кто Ваш ребенок - "жаворонок" или "сова", пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и "совам", и "жаворонкам". 
  • На этапе подготовки очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не может соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется – таковы его индивидуальные особенности.
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Для повышения интеллектуальной активности желательно организовать рабочее место таким образом, чтобы в поле зрения попадали желтый и фиолетовый цвета (фрагментарно).
  • Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга. 
  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  • Познакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический  материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить его смысл и логику. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если ребенок не владеет этими приемами, покажите ему, как это делается на конкретном примере. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т. д.
  • Если ребенок привык заниматься поздно вечером и это не наносит особого ущерба его здоровью, ломать стереотип не стоит — перестройка может потребовать боль­ших усилий. Но все же ночью полезнее для здоровья спать. Сон должен быть не менее 8 часов.
  • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен хорошо выспаться и восстановить силы.
свернуть

Как грамотно общаться с ребенком

20.09.2020

Самое главное правило:

БЕЗУСЛОВНО ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА!

развернуть

Самое главное правило:

БЕЗУСЛОВНО ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА!

            Правило №1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!»

            Правило №2. Если ребенку действительно нелегко, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

            При этом:

            - возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому!

            - по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

            Правило №3. Постепенно и неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему!    

Правило №4. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным»!

            Правило №5. Если у ребенка эмоциональная проблема, будет правильно его «активно» выслушать! (смотрите на ребенка, кивайте, задавайте уточняющие вопросы при необходимости, но не оценивайте и не критикуйте).

            Правило №6. Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания просто сообщите ему об этом в форме «Я-высказывания»! (Не «ты – бессовестный! Зачем тебе покупали телефон, если ты не отвечаешь на мои звонки?!», а «Я очень волновалась из-за того, что не смогла тебе дозвониться»).

            Правило №7. Максимально удаляйте из своего общения с ребенком приказы, команды; предупреждения, угрозы; мораль, нравоучения и др.!

            Правило №8. Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не требуйте от него невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке!

            Правило №9. Не присваивайте себе эмоциональных проблем ребенка!

            Правило №10. Правила (ограничения, требования) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, но:

- их не должно быть слишком много и было бы очень хорошо, что бы они были гибкими;

- родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка;

- правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой;

- тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным!

            Правило №11. Правила и последствия должны формулироваться одновременно!

            Правило №12. Следует применять санкции, а не наказание!

 

ПОМНИТЕ: ДЕТЕЙ УЧИТ ТО, ЧТО ИХ ОКРУЖАЕТ!

(обратите на то, как вы общаетесь между собой и как общаются люди, окружающие вашего ребенка)

            - Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.

            - А когда ребенка часто хвалят - он учится оценивать.

            - Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

            - Когда с ребенком обычно честны - он учится справедливости.

            - Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.

            - Когда ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.

            - А если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

            - При частом одобрении ребенка - он начинает всегда хорошо к себе относиться.

            - Если к ребенку часто бывают снисходительны - то он учится быть терпеливым.

            - Когда ребенка часто подбадривают, то он учится уверенности в себе.

            - Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, то он учится находить в этом мире любовь!

            Ну, а теперь Вы знаете самые простые и важные вещи для установления хороших и добрых отношений между Вами и вашим ребенком.

свернуть

Признаки депрессии у детей и подростков

10.09.2020

Признаки депрессии у детей и подростков

        Депрессия – это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго могут не замечать перемен в их поведении.

        Школьники, страдающие депрессией, нередко обращаются к врачу с жалобами на соматические симптомы (головные боли, боли в животе, стреляющие боли в ногах и груди).

      Девочки в состоянии депрессии обычно замыкаются в себе, становятся молчаливыми, печальными, пассивными. В отличие от них мальчики чаще проявляют склонность к разрушительному и агрессивному поведению, учителям и родителям приходится уделять им много внимания. Агрессивность может приводить к изоляции и одиночеству.

Особенности течения депрессии в разных возрастных группах представлены в следующей таблице.

Признаки депрессии у детей и подростков (сравнительная характеристика)

Дети

Подростки

Печальное настроение

Печальное настроение

Потеря свойственной детям энергии

Чувство скуки

Внешние признаки печали

Чувство усталости

Нарушения сна

Нарушения сна

Соматические жалобы

Соматические жалобы

Изменение аппетита или веса

Неусидчивость, беспокойство

Ухудшение успеваемости

Фиксация внимания на мелочах

Снижение интереса к обучению

Чрезмерная эмоциональность

Страх неудачи

Замкнутость

Чувство неполноценности

Рассеянность внимания

Негативная самооценка

Агрессивное поведение

Постоянное чувство вины

Непослушание

Повышенная чувствительность к средовым воздействиям, сужение зоны комфорта

Склонность к бунту

Чрезмерная самокритичность

Злоупотребление алкоголем или наркотиками

Снижение общительности

Плохая успеваемость

Агрессивные действия

Прогулы в школе

 

Если Вы обнаружили признаки депрессии у ребенка, необходимо обратиться к психологу школы.

свернуть