СППС информирует

              Дисциплинарная ответственность учащихся

В Кодексе фактически дано определение дисциплинарного проступка, под которым понимается противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обучающимся обязанностей, возложенных на него актами законодательства Республики Беларусь, уставом и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.

За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.

В Кодексе содержится норма, освобождающая лиц, имеющих физические и (или) психические нарушения от обязанности нести дисциплинарную ответственность.

В Кодексе установлены следующие основания привлечения к дисциплинарной ответственности обучающихся:

1.           опоздания или неявка без уважительных причин на учебные занятия;

2.           нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;

3.           неисполнение без уважительных причин законного требования педагогического работника;

4.           оскорбление участников образовательного процесса;

5.           распространение информации, наносящей вред здоровью обучающихся;

6.           порча зданий, сооружений, оборудования или иного имущества учреждения образования;

7.           несоблюдение (нарушение) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;

8.      распитие алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребление наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ  в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения … либо появление в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

9.           курение (потребление) табачных  изделий в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования;

10.         иные противоправные действия (бездействия).

Следует отметить, что данный перечень является открытым, поскольку законодатель употребляет в заключении списка формулировку "иные противоправные действия (бездействие)".

За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

замечание;

выговор;

отчисление из учреждения образования.

При этом предусмотрено, что отчисление из учреждения образования как мера дисциплинарной ответственности может быть применено только за длительное отсутствие (более 30 дней подряд) без уважительных причин, а также за систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающимся.

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.

Поскольку вина предполагает верное осознание обучающимся социального значения своих действий, необходимо подойти  дифференцированно к установлению возраста, с которого целесообразно привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности.

В проекте Кодекса предусмотрено, что к дисциплинарной ответственности привлекается обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста 14 лет, обучающийся из числа лиц с особенностями психофизического развития - 17 лет.

Отчисление из учреждения образования как мера дисциплинарного взыскания применяется к обучающемуся, достигшему возраста 16 лет, а к обучающемуся из числа лиц с особенностями психофизического развития - 17 лет, при этом предусмотрено, что указанные лица не могут быть отчислены, если они не завершили освоение содержания основной образовательной программы базового образования. Данное установление основано на соблюдении принципа обязательности общего базового образования.

К обучающимся, совершившим дисциплинарный проступок и не достигшим к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, а также к обучающимся из числа лиц с тяжелыми физическими и (или) психическими нарушениями, совершившим дисциплинарный проступок, могут применяться меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные), не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

Важным правовым принципом, нашедшим свое отражение и в Кодексе, является закрепление принципа презумпции невиновности обучающегося. Обучающийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, считается невиновным, пока его вина не будет доказана. Обучающийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность.

Кодекс закрепил права обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, а также его законного представителя, в случае если обучающийся является несовершеннолетним. Названные лица имеют право:

знакомиться со всеми материалами, подтверждающими вину обучающегося, получать их копии;

давать пояснения и представлять доказательства либо отказаться от дачи пояснений по существу выдвинутых обвинений;

непосредственно либо через своего законного представителя быть заслушанными в ходе любого затрагивающего их интересы разбирательства, присутствовать на нем;

получить юридическую помощь в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

ознакомиться с приказом о применении меры дисциплинарного взыскания и получить его копию;

обжаловать приказ о применении меры дисциплинарного взыскания.

В Кодексе установлено, что поводами для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности могут служить сообщения местных исполнительных и распорядительных органов, правоохранительных органов, иных государственных органов и организаций, докладные записки педагогических и иных работников учреждения образования, работников, осуществляющих охрану помещений учреждения образования.

Предоставляя руководителю учреждения образования право выбора меры дисциплинарного взыскания, законодатель обязывает его строго соблюдать порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий. Обнаружив дисциплинарный проступок, руководитель должен знать, как правильно и законно привлечь обучающегося к ответственности.

До применения дисциплинарного взыскания руководитель учреждения образования обязан уведомить о совершении дисциплинарного проступка несовершеннолетним обучающимся одного из его законных представителей, затребовать у обучающегося объяснение в письменной форме. Отказ обучающегося дать объяснение в письменной форме не препятствует применению к нему меры дисциплинарного взыскания. В таких случаях составляется акт, который подписывается тремя лицами из числа работников, обучающихся, достигших возраста 18 лет, учреждения образования. Вместе с тем отсутствие акта может свидетельствовать о том, что объяснение от обучающегося не истребовано, и соответственно в таких случаях дисциплинарное взыскание может быть отменено.

Важными правовыми гарантиями прав обучающегося является подтверждение общеправового принципа, что за каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания. Однако при этом следует иметь в виду, что это правило не распространяется на повторяющиеся одинаковые дисциплинарные проступки. Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся принимается на основании материалов, содержащих фактические доказательства совершения им дисциплинарного проступка.

Применение в качестве меры дисциплинарного взыскания отчисления из учреждения образования к несовершеннолетнему обучающемуся допускается только после уведомления учреждением образования соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа.

Обучающийся, исключенный из учреждения образования за совершение дисциплинарного проступка, должен иметь возможность либо продолжить обучение в другом учреждении образования, либо устроиться на работу.

Сроки применения мер дисциплинарного взыскания - не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка.

Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся оформляется приказом руководителя учреждения образования, т.е. только в письменной форме. Приказ должен содержать сведения об обучающемся, привлекаемом к дисциплинарной ответственности, совершенном дисциплинарном проступке, форме вины (умысел, неосторожность), доказательства вины.

Приказ руководителя учреждения образования о применении меры дисциплинарного взыскания объявляется обучающемуся под роспись либо направляется по почте в течение пяти дней со дня издания приказа. Учреждение образования в течение пяти календарных дней со дня привлечения к дисциплинарной ответственности несовершеннолетнего обучающегося обязано письменно проинформировать об этом его законного представителя.

Обучающийся, не ознакомленный с приказом о применении меры дисциплинарного взыскания, считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности. Отказ обучающегося от ознакомления с приказом оформляется актом, который подписывается тремя лицами из числа работников, обучающихся, достигших возраста 18 лет, учреждения образования. Сведения о применении меры дисциплинарного взыскания заносятся в личное дело обучающегося.

Кодексом об образовании предусмотрен порядок снятия и погашения мер дисциплинарного взыскания. Обучающийся считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если в течение года со дня применения к нему меры дисциплинарного взыскания он не будет привлечен к дисциплинарной ответственности. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа.

Руководитель учреждения образования, применивший меру дисциплинарного взыскания к обучающемуся, имеет право снять ее досрочно по собственной инициативе или просьбе обучающегося. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом руководителя учреждения образования.

В Кодексе об образовании закреплено право обучающегося и его законного представителя обжаловать решение о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся. Данное решение может быть обжаловано в вышестоящую организацию или суд.      

Нарушение вышеизложенного порядка привлечения к дисциплинарной ответственности может повлечь отмену дисциплинарного взыскания, вынесенного в нарушение законодательства.

Акция "Дом без насилия"

Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

При этом,  большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие– это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие– это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. 

Психическое (эмоциональное) насилие– это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

·        открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

·        угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

·        замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

·        преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

·        ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

·        однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка– это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

·        отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

·        отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

·        неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

·        наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

·        безработица, постоянные финансовые трудности;

·        постоянные супружеские конфликты;                                          

·        статус беженцев, вынужденных переселенцев;

·        низкий уровень культуры, образования;

·        негативные семейные традиции;

·        нежелательный ребенок;

·        умственные или физические недостатки ребенка;

·        «трудный» ребенок.

Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников. 

Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Республики Беларусь как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.

Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации.  Сведения о фактах жесткого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

·        состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);

·        особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);

·        низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);

·        отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);

·        задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;

·        заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

Лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»


Акция «За безопасность вместе»

В целях повышения уровня безопасности населения, активизации пожарно-профилактической работы, анализа ее эффективности и оценки готовности территорий к весеннее –летнему пожароопасному периоду с 15 октября по 02 ноября 2018 г. проводится республиканская пожарно-профилактическая акция по предупреждению пожаров и гибели людей от них в жилищном фонде «За безопасность вместе».

Цель акции: снижение количества пожаров, происходящих по причине несоблюдения гражданами правил пожарной безопасности в жилых зданиях и сооружениях, населенных пунктах и территориях, повышение информированности населения о возможностях государственных организаций по оказанию услуг в сфере обеспечения пожарной безопасности, укрепление правопорядка, предупреждение правонарушений, совершаемых гражданами в состоянии алкогольного опьянения.

Задачи акции:

1. Информировать население о состоянии пожарной безопасности, разъяснить гражданам последствия несоблюдения правил пожарной безопасности, оставления детей без присмотра, злоупотребления спиртными напитками.

2. Оказать помощь республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, иным организациям, в обучении граждан мерам пожарной безопасности в быту и на производстве, оказать помощь внештатным пожарным формированиям в организации пожарно-профилактической работы.

3. Акцентировать внимание местных исполнительных и распорядительных органов на необходимость проведения регулярной и целенаправленной роботы по обеспечению пожарной безопасности на соответствующей территории, в т.ч. повышения уровня противопожарной защиты домовладений квартир одиноких пожилых граждан и инвалидов.


 

 

 


В целях оказания помощи и содействия в решении проблем насилия в семье с применением к лицам асоциального поведения мер индивидуальной профилактики правонарушений с 17 апреля по 28 апреля 2017 г. проводится республиканская профилактическая акция «Дом без насилия».